Теоретические материалы система подготовки к ЕГЭ http://4-5plus.ru/teorija.html Fri, 20 Dec 2013 16:00:04 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru Нормы управления (справочные материалы к А5) http://4-5plus.ru/teorija/300-normyupravlenija.html http://4-5plus.ru/teorija/300-normyupravlenija.html

При выполнении задания А5 выпускник встречается с множеством трудностей. Для того чтобы найти предложение с нарушением синтаксических норм, необходимо помнить все виды этих нарушений. А их немало. Среди них одно из самых распространенных – нарушение норм управления, когда зависимое слово в словосочетании употребляется не в том падеже, которого требует главное. Запомните!

1. Глагол + управляемое слово

 

Глагол

Падежная форма

Пример

Выучиться

На кого? (Не кем!)

Выучиться на слесаря.

Грустить

1. О ком? О чем?

2. По кому? По чему? (с существительными и местоимениями 3 лица).

3. По ком? По чём? (С местоимениями 1 и 2 лица множественного числа и в разговорной речи с местоимениями 3 лица единственного числа).

Грустить о сыне, о прошлом.

Грустить по детям. Грустить по ним.

Грустить по нас. Грустить по вас.

Грустить по нём.

Заслуживать

Чего? (Не что!)

Заслуживать одобрения.

Заслуживать славы.

Курировать

Кого? Что? (Не кем! Чем!)

Курировать работу практикантов.

Надеть

Что? На что? (Не кого!)

Надеть пальто.

Надеть кольцо на палец.

Одеть

Кого?

Одеть ребёнка.

Обрадоваться

Кому? Чему?

Обрадоваться случаю.

Оплатить

Что? (Не за что!)

Оплатить проезд.

Оскорбиться

Чем? (Не на что!)

Оскорбиться равнодушным приемом.

Отчитаться

В чём? (Не о чём!)

Отчитаться в проделанной работе.

Печалиться

О ком? О чём? (Не по кому?).

Печалиться об уехавших детях.

Потворствовать

Чему? (Не в чём!)

Потворствовать его капризам.

Поражаться

Чему? (Не чем?)

Поражаться твоему терпению.

Признаваться

В чём? (Не о чём?)

Признаваться во всем.

Скучать

О ком? О чём?

По кому? По чему? (С существительными и местоимениями 3 лица).

По ком? (С местоимениями 1 и 2 лица).

Скучает обо мне.

Скучать по сыну. Скучать по нему.

 

Скучать по нас. Скучать по вас.

Тормозить

Что? (Не чему!)

Тормозить мирные переговоры.

Уделять внимание

Чему?

Уделять внимание изучению иностранного языка.

Удивляться

Чему? (Не чем!)

Удивляться рассказам.

Указывать

На что?

Указывать на недостатки.

Упрекать

В чём? (Не чем!)

Упрекать в неоправданном бессердечии.

Утверждать

Что? (Не о чём!)

Утверждать преимущество.

 

2. Существительное + управляемое слово

 

Существительное

Падежная форма

Пример

Анонс

О чём? (Не чего!)

Анонс о спектакле.

Бойкот

Кого? Чего?

Бойкот предпринимателей.

Жажда

Чего? (Не к чему!)

Жажда мщенья. Жажда жизни.

Заведующий

Чем? (Не чего!)

Заведующий библиотекой.

Командующий

Чем? (Не чего!)

Командующий полком.

Монумент

Кому? (Не кого!). Чего?

Монумент Петру I. Монумент славы.

Неверие

Во что? (Не в чём!)

Неверие в свои силы.

Обелиск

Кому? (Не кого!)

Обелиск павшим героям.

Отзыв

О чём?

Отзыв о книге

Памятник

Кому? (Не кого!)

Памятник Пушкину.

Партнёр

По чему? (Не в чём!)

Партнер по игре в шахматы.

Предпосылка

Чего? Для чего? (Не к чему!)

Предпосылки построения нового общества.

Преемственность

Чего? В чём? (Не чему!)

Преемственность традиций.

Преемственность в искусстве.

Рецензия

На что? (Не о чём!)

Рецензия на книгу.

Уверенность

В чём? (Не во что!)

Уверенность в своих силах.

Управляющий

Чем? (Не чего!)

Управляющий трестом.

 

3. Прилагательное + управляемое слово

 

Прилагательное

Падежная форма

Пример

Безвредный

Для кого? (Не кому!)

Безвредное для детей лекарство.

Бесполезный

Для кого?

Бесполезные для нас советы.

Благотворный

Кому? Чему?

Благотворный лечению климат.

Неприхотливый

В чём? (Не к чему!)

Неприхотливый в еде.

Обрадованный (обрадован)

Чем?

Обрадованный успехом. Обрадован счастливым исходом.

Покорный

Кому? Чему (Не с кем!)

Покорный Перуну старик одному. Покорный обычаю.

Свойственный

Кому? (Не для кого!)

Со свойственным ему талантом.

Характерный

Для кого? Для чего? (Не кому – чему!)

Характерный для Севера климат.

 

4. Предлоги

 

Предлог

Падежная форма

Пример

Благодаря

Кому? Чему? (Не кого-чего!)

Благодаря отцу я и сестры знаем французский язык.

Вопреки

Чему? (Не чего!)

Вопреки ожиданиям.

Согласно

Чему? (Не чего!)

Согласно предписанию Потребнадзора.

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Wed, 23 Jan 2013 20:56:37 +0000
Такие похожие, но абсолютно разные (паронимы) http://4-5plus.ru/teorija/299-paronimy.html http://4-5plus.ru/teorija/299-paronimy.html

Паронимами называются близкие по звучанию однокоренные слова, обозначающие разные значения. Паронимы не являются синонимами и, следовательно, не могут заменять друг друга.

Умение правильно использовать слова паронимической пары на ЕГЭ проверяет задание А2. Для многих выпускников данное задание оказывается очень сложным. Предупредить ошибки и правильно выполнить его поможет мини-словарь паронимов, наиболее часто встречающихся в тестах ЕГЭ.

Абонемент – право пользования чем-либо (или документ, предоставляющий это право) на определённый срок. Библиотечный абонемент, абонемент в бассейн.

Абонент – лицо или учреждение, имеющее абонемент. Абонент телефонной сети.

Автоматический – самодействующий, выполняющий работу без вмешательства со стороны человека. Автоматическая разгрузка, автоматическая линия, автоматическое включение.

Автоматичный – действующий машинально, как автомат. Автоматичный поворот, автоматичное движение, автоматичные приёмы.

Авторитарный – властный. Авторитарный стиль руководства.

Авторитетный – влиятельный, пользующийся авторитетом. Авторитетный учёный, авторитетное мнение

Адресант – отправитель письма. Адресант сообщает.

Адресат – получатель письма. Адресат выбыл.

Анархический – свойственный анархизму и анархии. Анархическое учение, Анархический способ производства.

Анархичный – беспорядочный. Анархичные действия, анархичные поступки, анархичные выкрики.

Аристократический – свойственный аристократии, состоящий из аристократии. Аристократическое общество, аристократический образ правления.

Аристократичный – изысканный, утончённый, изящный. Аристократичный подход, аристократичные манеры.

Бедный – обладающий очень скудным достатком; несчастный, возбуждающий сострадание, жалость. Бедный человек, дом. Бедный ужин, обстановка, природа. Бедное воображение, содержание. Бедная фантазия. Бедный слог. Бедные дети. Бедное существо.

Бедственный – исполненный бедствий, лишений. Бедственное положение, бедственное состояние.

Безответный – не дающий ответа, отклика на что-либо; неспособный возражать, прекословить. Безответный взгляд, жест. Безответное чувство. Безответный человек, безответное животное.

Безответственный – не несущий или не осознающий ответственности. Безответственная особа, безответственное отношение, безответственное поведение, безответственный поступок.

Безыскусный – незатейливый, простой. Безыскусное украшение. Безыскусный рисунок, песня.

Безыскусственный – естественный, не кажущийся деланным, искусственным. Безыскусственный рассказ. Безыскусственная красота.

Благодарный – чувствующий или испытывающий признательность. Благодарный народ. Благодарный взгляд. Благодарное чувство. Благодарная тема.

Благодарственный – содержащий, заключающий в себе благодарность, признательность. Благодарственное письмо, телеграмма. Благодарственные слова, выражения.

Болотистый – изобилующий болотами, топкий. Болотистая местность, почва, земли. Болотистый берег, грунт.

Болотный – относящийся к болоту. Болотное царство, вода, трясина, сырость. Болотный запах, цвет. Болотные сапоги.

Вдох – каждый отдельный впуск воздуха в лёгкие, каждое отдельное вдыхание. Глубокий вдох. Первый вдох. Сделать вдох.

Вздох – усиленный вдох и выдох. Тяжёлый вздох. Вздох облегчения, сожаления, ужаса. Вырвался вздох.

Великий – превосходящий какой-либо уровень, выдающийся. Великий композитор, великий музыкант.

Величественный – исполненный величия, торжественной красоты, имеющий большие размеры. Величественное здание, величественный монумент.

Водный – относящийся к воде. Водное пространство. Водная энергия. Водные процедуры. Водный раствор.

Водяной – состоящий из воды, живущий в воде. Водяной поток. Водяная змея.

Воинственный – склонный к войне, любящий воевать, проявляющий готовность к столкновению, спору, драке. Воинственные племена. Воинственные планы. Воинственный вид.

Воинствующий – ведущий непримиримую борьбу с кем-либо или с чем-либо. Воинствующий материализм. Воинствующий атеизм.

Вперемежку - перемежаясь, попеременно. Лунные белые пятна вперемежку с чёрными тенями ползали по траве у ног Алексея (Б.Полевой).

Вперемешку – смешанно, в беспорядке. На полу, вперемежку с пакетами чая и табака, валялись кожаные перчатки и странные красивые меховые сапоги (Каверин).

Высокий – далеко расположенный в направлении снизу вверх; превышающий среднюю норму; выдающийся по значению, почётный, важный; очень хороший по качеству, отличный. Высокие облака. Высокий урожай. Высокая награда. Высокая оценка.

Высотный – простирающийся выше известного предела; производящийся или используемый на большой высоте. Высотное здание. Высотный полёт.

Гигиенический – основанный на гигиене, связанный с гигиеной. Гигиенические правила. Гигиеническое питание.

Гигиеничный – удовлетворяющий правилам гигиены. Гигиеничный костюм.

Глиняный – сделанный из глины. Глиняный горшок.

Глинистый – содержащий глину. Глинистая почва.

Гнилой – испорченный, разлагающийся, несвежий. Гнилая рыба. Гнилой климат. Гнилые нитки.

Гнилостный – вызывающий гниение. Гнилостный запах. Гнилостный процесс. Гнилостные бактерии.

Гордый – обладающий чувством собственного достоинства, самоуважения. Гордое племя. Гордый вид.

Горделивый – важный, исполненный сознания своей ценности, превосходства. Горделивая знать. Горделивая поза. Горделивая улыбка.

Гражданский – предназначенный для граждан, относящийся к гражданам. Гражданский кодекс. Гражданский иск. Гражданский долг.

Гражданственный – свойственный, соответствующий общественно-сознательному гражданину. Гражданственное сознание. Гражданственная тематика.

Гуманитарный – относящийся к общественным наукам, изучающий человека и его культуру. Гуманитарные ценности.

Гуманный – проникнутый любовью к человеку, человечный, человеколюбивый. Гуманная профессия. Гуманная миссия.

Дипломат - должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью; о человеке, действующем тонко, умело (перен.). Иностранный дипломат. Плохой дипломат.

Дипломант – лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе; студент, готовящий дипломную работу. Дипломант международной выставки. Дипломант университета.

Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании или в печати. Дискуссия по языкознанию.

Диспут - публичный спор на научные, литературные и другие темы. Литературный диспут.

Злой – полный злобы; заключающий в себе зло. Злая усмешка. Злое сердце. Злой рок. Злая сатира.

Злостный – сознательно недобросовестный; приносящий зло; закоренелый в чём-либо дурном. Злостная клевета. Злостный неплательщик. Злостный хулиган.

Изобретательный – находчивый, способный изобретать. Изобретательный ум.

Изобретательский – относящийся к изобретателю или изобретательству. Изобретательский талант. Изобретательское бюро.

Каменистый – покрытый камнем. Каменистая почва. Каменистое дно.

Каменный - состоящий из камня, сделанный из камня или кирпича. Каменный фундамент. Каменные палаты.

Логический – относящийся к логике как науке о законах и формах мышления. Логическая задача. Логический вывод. Логическая ошибка.

Логичный – разумный, последовательный, закономерный. Логичный поступок. Логичное поведение. Логичный вопрос.

Обидный – содержащий обиду, причиняющий её, оскорбительный; досадный, неприятный. Обидное замечание. Обидное сравнение.

Обидчивый – легко поддающийся обиде. Обидчивая особа. Обидчивое сердце.

Поступок – совершённое кем-либо действие. Правильный поступок. Самоотверженный поступок.

Проступок – поступок, нарушающий нормы, правила поведения. Мелкий проступок. Ужасный проступок.

Сломанный – с силой разбитый, разделённый на куски, физически изувеченный. Сломанная ветка. Сломанная рука.

Сломленный – лишённый воли, подавленный морально, принуждённый к покорности. Сломленный дух. Сломленный горем, болезнью.

Тягостный – трудный, мучительно-неприятный. Тягостный разговор. Тягостное чувство. Тягостное зрелище.

Тяжкий – значительный по весу; производящий впечатление тяжести; требующий большого напряжения. Тяжкая ноша. Тяжкое испытание. Тяжкая жизнь.

Царский – относящийся к царю; роскошный, богатый. Царский трон. Царский режим. Царский ужин.

Царственный – отличающийся величественностью, значительностью по размаху. Царственный вид. Царственная походка.

Яростный – полный ярости, гнева; ничем не сдерживаемый, неистовый, неукротимый. Яростный крик. Яростный ураган. Яростная защита.

Ярый – страстно, упорно преданный чему-либо; чрезмерный в своём проявлении. Ярый сторонник. Ярый мороз.

]]>
1Qah_paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Mon, 01 Oct 2012 20:26:57 +0000
Орфоэпические нормы http://4-5plus.ru/teorija/294-orfonormy.html http://4-5plus.ru/teorija/294-orfonormy.html Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

 

Знания орфоэпических норм русского языка проверяет задание А1.

В тесте оно оформлено следующим образом:

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) намерЕние; 2) дАвнишний; 3) бантЫ; 4) бАлуясь

На первый взгляд, задание не пугает своей сложностью. Тем более, что из всего раздела проверяется только правильность постановки ударения. Однако при его выполнении выпускники сталкиваются с трудностями, которые связаны с подвижностью русского ударения. Дело в том, что в русском языке ударение не закреплено в словах и может быть на любом слоге. В одних словах оно фиксировано и не передвигается при образовании грамматических форм (тОнна – тОнны), в других – меняет место (стенА – стЕну – стЕнам и стенАм). Как же быть? Как определить, в каких словах ударение постоянное, а в каких – подвижное?

Не беспокойтесь, весь словарь вам заучивать не придется. Большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением, и только 4% употребительных слов вызывают определенные трудности. Хотя 4% - это тоже немало, почти 5 тысяч слов.

Ну, не запоминать же их все?! Конечно, нет. Достаточно знать широко распространенные правила и минимум слов, входящих в словарный состав любого культурного русского человека.

Давайте сначала разберемся с правилами. Во время подготовки к экзамену вам следует выучить (если вы не сделали это ранее в процессе обучения) следующие правила:

 

1. У многих глаголов прошедшего времени (их около 300) в форме женского рода ударение переходит на окончание: ждать – ждалА, звать – звалА, лгать – лгалА и т.д.

2. Приставка вы- в глаголах всегда ударная: вЫлить – вЫлила, вЫзвать – вЫзвала.

3. Часто в возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться – началАсь, началОсь, началИсь.

4. В кратких прилагательных мужского, среднего рода и во множественном числе ударение падает на основу: прАвый – прАв, прАво, прАвы. А в форме женского рода ударение падает на окончание: правА, белА, стройнА, ловкА.

К этому минимуму правил достаточно запомнить и минимум слов.

Слова, часто встречающиеся в задании А1

алкоголь

жалюзи

лососёвый

столяр

анатом

житие

лубочный

теплиться

апостроф

завидно

мельком

торты

афера (фэ)

заворожённый

надолго

туфля

баловать

загнутый

некролог

украинский

банты

закупорить

нефтепровод

факсимиле

безудержный

звонить – звонишь, звонит, звонят

новорождённый

фетиш

благовест

знамение

обеспечение

филистер

благоволить

зубчатый

облегчить

форзац

бочковый

иконопись

опериться

ходатайство

валовой

искра

оптовый

холодность

варить – варит, варят, варящийся

каталог

осведомить

христианин

водопровод

катарсис

откупорить

цемент

гастрономия

каучук

плесневеть

черпать

генезис

кашлянуть

похороны (на похоронах)

чистильщик

диспансер

квартал

премировать

шарфы

добыча

кедровый

принудить

шофёр

догмат

коклюш

пуловер

шприцы

договор

красивее

ревень

щавель

досуг

кремень

свёкла

щегольской

дочерна

кухонный

сливовый

щепа

дремота

ломота

сосредоточение

эксперт

духовник

ломоть

статуя

]]>
1Qah_paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Mon, 13 Feb 2012 21:48:43 +0000
Стилистические фигуры http://4-5plus.ru/teorija/275-stilisticheskiefigury.html http://4-5plus.ru/teorija/275-stilisticheskiefigury.html Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Стилистические фигуры – синтаксическое построение, обороты речи, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространённые фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

Инверсия (с латинского – перестановка, переворачивание) – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усилить выразительность речи.

Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства (инверсия главных членов предложения; прямой порядок: подлежащее + сказуемое).

Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние (инверсия согласованных определений; прямой порядок: прилагательное + существительное).

Сначала очень была огорчена (инверсия обстоятельства меры и степени; прямой порядок: глагол + наречие).

Парцелляция – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой.

С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.

Прямо перед ним, на другом берегу, у воды стояли три марала. Настоящие маралы. Живые.

Бессоюзие (асиндетон) – бессоюзная связь однородных членов простого предложения или частей сложного предложения.

Швед, русский колет, рубит, режет.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри…

Многосоюзие (полисиндетон) – намеренное увеличение количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Когда идёшь по снежным гребням ты,

Когда по грудь ты входишь в облака, -

Умей глядеть на землю с высоты!

Не смей глядеть на землю свысока!

Алмаз шлифуется алмазом.

Строка диктуется строкой.

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Стало в комнате темно.

Заслоняет слон окно.

Или это снится сон?

Динь-дон. Динь-дон.

]]>
1Qah_paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Sun, 12 Dec 2010 15:53:52 +0000
Средства выразительности (продолжение) http://4-5plus.ru/teorija/271-tropy.html http://4-5plus.ru/teorija/271-tropy.html

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение.

Живой труп. Светлая грусть. «Убогая роскошь наряда». «Пышное природы увяданье».

Аллегория – иносказание, перенесение значений одного круга явлений на другой, например, с мира людей на мир животных. Широко используется в баснях.

Прекрасен царскосельский сад,

Где льва сразив, почил орёл России мощной

На лоне мира и отрад. (А.С.Пушкин.)


Символ (знак, примета) – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого.

Гололёд на земле, гололёд,

Целый год напролёт гололёд,

Будто нет ни весны, ни лета.

Чем-то скользким покрыта планета.

Люди, падая, бьются об лёд,

Гололёд на земле, гололёд.

Целый год напролёт гололёд (В.Высоцкий).

Ирония – употребление слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.

Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.Крылов).

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

А в комнате людей – за день не перечесть

В шар земной упираясь ногами,

Солнца шар я держу на руках…

Литота – образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н.А.Некрасов).

Мальчик с пальчик.

Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Антитеза часто строится на антонимах.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Многим хочется привезти из леса букет цветов. Но часто везут не просто букет, целые охапки. В результате домой попадают лишь жалкие остатки луговой красотывеники, пригодные разве что для мусорной корзины.

Каждый хочет, чтобы его уважали, были с ним вежливы и отзывчивы. Но не каждый умеет уважать других, проявлять вежливость, отзывчивость. Получается нередко по русской пословице: в чужом глазу и соринку замечу, а в своём и бревна не увижу.

Повтор (рефрен) – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений. Разновидности повторов: анафора, эпифора, градация, кольцо, стык (эпонафора).

Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

Виды анафоры:

Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков.

Грозой снесённые мосты,

Гроба с размытого кладбища (А.С.Пушкин).

Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов.

Черноглазую девицу,

Черногривого коня! (М.Ю.Лермонтов)

Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза. (С.А.Есенин.)

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Анафора синтаксическая. Повторение одних и тех те синтаксических конструкций.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам. (А.С.Пушкин.)

Эпифора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.).

Струится нетихнущий дождь,

Томительный дождь

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В.Гоголь).

Стык (эпонафора).

О весна без конца и без края,

Без конца и без края мечта.

Кольцо (обрамление) – повторение одних и тех же слов в конце каких-либо элементов его начала.

Мутно небо, ночь мутна.

Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости.

Градация восходящая.

Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

Без конца, без краю, на тысячи километров протянулась сибирская великая тайга.

Градация нисходящая.

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разорённым очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц.)

]]>
1Qah_paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Sun, 05 Dec 2010 22:07:34 +0000
Метонимия. Перифраз(а). Синекдоха. http://4-5plus.ru/teorija/268-metonimija.html http://4-5plus.ru/teorija/268-metonimija.html Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

 

С метафорой тесно связаны метонимия и ее разновидность синекдоха.

Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Ликует буйный Рим (М.Ю.Лермонтов).

Чёрные фраки носились врозь и кучами там и там (Н.В.Гоголь).

Театр уж полон: ложи блещут, партер и кресла всё кипит (А.С.Пушкин).

Слово метонимия пришло из греческого языка, в переводе (metonomadzo) означает переименовываю.

Проверим, как возникает метонимия:

  1. «Стальной оратор дремлет в кобуре». Речь в этих строках идет о револьвере. Название этого предмета заменено другим, т.е. предмет переименован;
  2. «Вёл мечи на пир обильный». Мечи – воины, пир обильный – бой, сражение.
  3. «Смычок запел». Заиграл скрипач.

Метонимия очень похожа на метафору. Иногда их трудно различить. Чтобы не ошибиться, следует опираться на отличия:

  1. В метафоре сопоставляемые предметы обязательно похожи, при метонимии такого сходства нет. Это чем же похожи фраки на людей, которые облачены в них?
  2. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов как, вроде, подобно. Например, бахрома инея – иней, как бахрома. Метонимию в сравнительный оборот преобразовать не удастся. «… бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита»

На принципе развёрнутой метонимии строится перифраз(а).

Перифраз(а) – замена слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета.

Слово перифраз(а) так же, как и метонимия, заимствовано из греческого языка. Periphrasis – описательное выражение, иносказание.

Интересна история зубров. В 20-х годах на Северном Кавказе погиб последний живший на воле лесной великан.

Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья…(А.С.Пушкин).

Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью (Ю.М.Нагибин).

Перифразы могут быть общеязыковыми и индивидуально-авторскими. Общеязыковые обычно приобретают устойчивый характер: город на Неве, Страна восходящего солнца, люди в белых халатах, покорители горных вершин, братья наши меньшие.

Синекдоха – разновидность метонимии. Состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот.

Всё спит – и человек, и зверь, и птица (Н.В.Гоголь).

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз (М.Ю.Лермонтов).

Там стонет человек от рабства и цепей… (М.Ю.Лермонтов).

]]>
1Qah_paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Sun, 28 Nov 2010 21:52:30 +0000
Сравнение. Олицетворение. Метафора. http://4-5plus.ru/teorija/265-sravnenije.html http://4-5plus.ru/teorija/265-sravnenije.html Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

 

Простейшим по структуре и очень распространённым тропом является сравнение.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

…чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты (Н.В.Гоголь).

Сравнение может представлять собой

  • сравнительный оборот (отражались, как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями) присоединяется с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, подобно, что;
  • сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным (Замрёшь на берегу лужи, словно скала в небесах тебя держит, а внизу – сине.);
  • сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа (ползёт улиткой);
  • форму сравнительной степени прилагательных, наречий (Из мрака куст ползёт, мохнатей медвежонка.)

Сравнения могут быть прямыми (И листочки бегут по дорожке, словно жёлтые мышки от кошки…) и отрицательными:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи:

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои…

(Н.А.Некрасов).

Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. (М.М.Пришвин.)

К сравнению и олицетворению близки метафоры. Метафоры по праву могут претендовать на главенствующую роль среди всех тропов.

В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими.

Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.

В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть (С.А.Есенин).

Особенно ярким средством изобразительности речи являются развёрнутые метафоры. Они возникают в том случае, когда одна метафора влечёт за собой новые, связанные с ней по смыслу.

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (С.А.Есенин).

]]>
1Qah_paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Sun, 14 Nov 2010 19:19:54 +0000
Выразительные средства речи. Эпитет. http://4-5plus.ru/teorija/264-epitet.html http://4-5plus.ru/teorija/264-epitet.html Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

 

Средства выразительности

Тропы

Стилистические (синтаксические) фигуры

Эпитет: Бархатисто-пыльные шмели.

Антитеза: Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

Сравнение: Как лань лесная, боязлива.

Инверсия: Гремят раскаты молодые.

Олицетворение: Неслышно подползает сон.

Градация: Широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звёздами.

Метафора: Город стреляет в ночь дробью огней.

Лексический повтор:

- Анафора: В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай…

- Эпифора: Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняют собою многие дни нашей жизни. Сумрачны имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними это лёгкое имя – Пушкин.

Метонимия: Вся Ивановская площадь шеи вытянула.

Парцелляция: Филодендрон стоял, не колебля ни единого своего листа. Могучий, сильный, огромный.

Синекдоха: Мы все глядим в Наполеоны.

Синтаксический параллелизм: Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава… И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости.

Гипербола: В сто сорок солнц закат пылал.

Фигуры перечисления:

- Бессоюзие

- Многосоюзие (полисиндетон).

Иногда Василий Михайлович представлял себе, что вот он доживёт эту жизнь и начнёт новую, в другом обличье. Он придирчиво выбирал себе возраст, эпоху, внешность; то ему хотелось родиться пламенным южным юношей, то средневековым алхимиком, то дочкой миллионера, то любимым котом вдовы, то персидским царём. Василий Михайлович прикидывал, выбирал, капризничал, ставил условия, ударялся в амбицию, забраковывал все предложенные варианты, требовал гарантий, дулся, уставал, терял ход мыслей и, откинувшись в кресле, долго глядел в зеркало на себя – одного-единственного.

Литота: Мужичок с ноготок.

Эллипс: Татьяна – в лес; медведь – за ней!

Ирония: Всех победил?! Каков Геракл!

Умолчание: Мои мечты… они чисты.

Аллегория: Предложить руку и сердце.

Риторический вопрос: Отчего люди не летают, как птицы?

Перифраз(а): Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа позвольте познакомить вас.

Риторическое восклицание: Какое лето! Что за лето!

Оксюморон: Убогая роскошь наряда.

Риторическое обращение: Здравствуй, племя младое, незнакомое!

Каламбур: У монет ума нет.

Звуковой повтор:

- Аллитерация: Чего-чего не нашепчет вам берёза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств.

- Ассонанс: И столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов.

Именительный представления: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Эпитеты – это художественные определения. Они выделяют свойства, качества, существенные стороны, признаки, передают впечатление, отношение автора; задают настроение; создают образ; характеризуют; оценивают.

Чаще всего эпитеты выражены прилагательными.

Статные осины высоко лепечут над вами. Длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев).

В роли эпитетов могут выступать не только определения, но и обстоятельства, выраженные качественными наречиями, которые живописно рисуют действия.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льёт печально свет она (А.С.Пушкин).

Первые два эпитета (волнистые, печальные) определяют предметы, последний эпитет (печально) характеризует действие.

Эпитетами могут быть и деепричастия.

Волны несутся, гремя и сверкая.

Виды эпитетов:

  • постоянные (конь добрый, поле чистое, путь дальний, земля сырая, осень золотая, трава зелёная, солнце красное, ветер буйный, слово верное, буря черная, море синее);
  • изобразительные (лазурная высь, изнеженные пальцы, тенистый сад, шёлковый узор, лиловые сумерки);
  • лирические (однозвучный жизни шум, пустынный уголок, прощальный свет);
  • сложные (светло-пушистая снежинка, румяно-золотистое яблоко);
  • метафорические (снежинка смелая, нежная берёзка, колючая лестница, туманящий сон).

]]>
1Qah_paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Sun, 14 Nov 2010 19:15:03 +0000
Функциональные стили http://4-5plus.ru/teorija/260-stili.html http://4-5plus.ru/teorija/260-stili.html Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

 

В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи.

Стиль речи – это её разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество.

В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка, или стиль литературного языка.

Художественный стиль (стиль художественной литературы) употребляется в словесно-художественном творчестве.

Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей.

Художественный стиль реализуется в форме драмы, прозы и поэзии.

Создание с помощью слов картины, образность описания, ясное выражение авторского восприятия пейзажа, эмоциональность описания – всё это характерно для художественного стиля. Для создания этого стиля используются художественные средства:

1) тропы: сравнение, метафора, эпитет, олицетворение, гипербола и др.

2) слова разных стилистических пластов: синонимы, антонимы, разговорные, новые и устаревшие слова, профессиональные, диалектные и т.д.

Тьма, пришедшая со Средиземного моря… накрыла город… Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете. Всё пожрала тьма, напугавшая всё живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло со стороны к концу дня…

Она вливалась в окошки и гнала с кривых улиц людей в дома. Она не спешила отдавать свою влагу и отдавала только свет. Лишь только дымное чёрное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покровом. Но он угасал во мгновение, и храм погружался в тёмную бездну.

Несколько раз он вырастал из неё и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы…

Ливень хлынул неожиданно; и тогда гроза перешла в ураган… Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок. Ураган терзал сад (М.А.Булгаков).

Цель научного стиля – сообщение, объяснение научных результатов. В текстах научного стиля необходимы ссылки на источники, цитаты.

Черты стиля:

- лаконичность;

- точность;

- логичность;

- однозначность;

- объективность информации.

Языковые средства стиля:

- слова-термины;

- слова в прямом значении;

- сложные синтаксические конструкции;

- вводные слова и предложения;

- конструкции с обобщающими родовыми наименованиями;

- сложноподчинённые предложения со сложными союзами;

- глаголы-связки.

Гроза – атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают сильные электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом.

Цель официально-делового стиля – информация.

Черты стиля:

- объективность;

- точность;

- однозначность;

- лаконичность;

- особенная лексика (термины);

- отсутствие экспрессивных речевых средств;

- широкое употребление стандартных выражений, производных предлогов, союзов и т.д.

- использование специальных слов: дипломатических, общественно-политических, юридических.

Официально-деловой стиль располагает своими жанрами: устав, кодекс, закон, указ, приказ, доверенность, расписка, объявление, акт, протокол, инструкция и др.

Особенностью этого стиля является стандартизация формы (деление текста на части, цифровое обозначение частей, особое расположение текста на странице, условно-графические сокращения), точность в употреблении дат, географических названий, цифрового материала, названий учреждений.

Глава 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1

  1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
  2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Публицистический стиль употребляется в агитационных выступлениях. Цель публицистического стиля – воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно-политических идей в газетах и журналах, по радио и телевидению, на собраниях и митингах.

Особенностью публицистического стиля является сообщение информации и её осмысление, ярко выраженная авторская позиция, оценка автором событий, о которых он сообщает, индивидуальность манеры его высказываний. Публицистическое выступление в устной и письменной форме носит эмоциональный, экспрессивный характер.

Публицистика – особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Языковые средства публицистического стиля:

- торжественная лексика (держава, воспрянуть, святыня и т.д.);

- фразеологизмы (стоять насмерть и т.д.);

- слова с переносным значением;

- экспрессивная лексика;

- прямые обращения;

- инверсия;

- риторические вопросы;

- восклицания;

- повторы.

Почему не поднимаете вы властного голоса против безумия, грозящего окутать мир облаком отравы? Каждый миг под косою смерти падает где-нибудь человек и каждый миг в каком-нибудь другом уголке земли женщина, торжествуя победу над стихией разрушения, дарует миру нового человека… Блеском и славою покрыли себя в веках тысячи и тысячи ваших сыновей. Они обогатили нашу жизнь великими открытиями, их труд, труд сыновей ваших, создал из зверя человека – лучшее из всего, что видано на земле. Как же можете вы допустить, чтобы рождённый вами человек снова принизился до зверя, до хищника, до убийцы.

Матери! Жёны! Вам принадлежит голос, вам принадлежит право творить на земле закон (М.Горький).

Сфера разговорного стиля – бытовые и профессиональные отношения (устная форма). Его общие признаки: неофициальность, непринуждённость общения; неподготовленность речи, её автоматизм; преобладающая устная форма общения (обычно диалогическая), возможно в виде диалога. Цель разговорного стиля – общение, обмен мыслями и впечатлениями. Обычная форма его реализации – диалог.

В разговорном стиле употребляются, наряду с нейтральными, сниженные разговорные языковые средства:

- слова и фразеологизмы разговорного стиля (например: брякнуться, ледяшка, наболтаться, ни бе ни ме, с жиру беситься, бедовая голова);

- просторечные слова ( давеча, завсегда);

- эмоционально окрашенные слова (тётенька, мальчонка, духотища, родненький);

- слова с переносными значениями;

- частицы;

- междометия;

- обращения;

- вводные слова;

- слова-предложения;

- неполные предложения;

- повторы слов.

- Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника?

- Ну да, знаем.

- А знаете ли, отчего он такой всё невесёлый, всё молчит, знаете? Вот от чего он такой невесёлый: пошёл он раз, тятенька говорил, - пошёл он, братцы мои, в лес по орехи да и заблудился; зашёл, бог знает, куды зашёл. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, - присел и задремал (И.С.Тургенев).

]]>
1Qah_paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Sun, 07 Nov 2010 23:34:32 +0000
Типы речи http://4-5plus.ru/teorija/257-tipyrechi.html http://4-5plus.ru/teorija/257-tipyrechi.html

Смысловые типы текстов: описание, рассуждение, повествование.

Описание – функционально - смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Описание может начинаться с общего признака или заканчиваться им.

В описательных текстах господствуют прилагательные и глаголы несовершенного вида.

В художественной и научной литературе описание занимает чрезвычайно большое место. Описательный текст широко применяется в таких газетных жанрах, как очерк, статья, репортаж, заметка, фельетон и т.д.

Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновенье тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»

(А.С.Пушкин)

Рассуждение – функционально-смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Пишущий стихотворение пишет его не потому, что он рассчитывает на посмертную славу (хотя он часто и надеется, что стихотворение его переживёт, пусть ненадолго). Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно закончится, и порой оказывается очень удивлён тем, что получилось. Ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал. Это и есть момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее… Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение – колоссальный ускоритель сознания, мышления. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом.

(И.Бродский)

Рассуждение служит для передачи логического развития мысли, от повествования и описания отличается строгой логической последовательностью.

Предложения в рассуждении характеризуются многочисленными следственными и уступительными связями.

Рассуждение строится по следующей схеме: 1) тезис (почему?) – (потому что) обоснование, 2) аргументы, примеры (что из этого следует?), 3) (поэтому) вывод.

Обычно обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.

Тезис:

Странная это вещь – книга.

Аргументы:

Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание – и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её ещё нет! Нет, пока не прочтёт её хоть один читатель.

Да, странная вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …всё? А разве что-то в вас не переменилось?

Вывод:

Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не зазвучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

(Морозова)

Повествование – функционально-смысловой тип текста, который содержит рассказ о событиях в хронологической последовательности.

Он (Виктор) уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья.

(Орешкин)

Повествовательный текст строится по композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Экспозиция:

Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

Завязка:

Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень.

Развитие действия:

Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты.

Кульминация:

Навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня.

Развязка:

Под мышками он нёс какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке.

(М.Ю.Лермонтов)

В повествовании преобладает глагол и обстоятельственные слова, т.е. богата синтаксическая группа сказуемого и бедна синтаксическая группа подлежащего.

 

]]>
1Qah_paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Sun, 31 Oct 2010 20:54:12 +0000