Скачать система подготовки к ЕГЭ http://www.4-5plus.ru/teorija.html Thu, 26 Apr 2012 01:53:55 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru Орфоэпические нормы http://www.4-5plus.ru/teorija/294-orfonormy.html http://www.4-5plus.ru/teorija/294-orfonormy.html Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

 

Знания орфоэпических норм русского языка проверяет задание А1.

В тесте оно оформлено следующим образом:

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) намерЕние; 2) дАвнишний; 3) бантЫ; 4) бАлуясь

На первый взгляд, задание не пугает своей сложностью. Тем более, что из всего раздела проверяется только правильность постановки ударения. Однако при его выполнении выпускники сталкиваются с трудностями, которые связаны с подвижностью русского ударения. Дело в том, что в русском языке ударение не закреплено в словах и может быть на любом слоге. В одних словах оно фиксировано и не передвигается при образовании грамматических форм (тОнна – тОнны), в других – меняет место (стенА – стЕну – стЕнам и стенАм). Как же быть? Как определить, в каких словах ударение постоянное, а в каких – подвижное?

Не беспокойтесь, весь словарь вам заучивать не придется. Большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением, и только 4% употребительных слов вызывают определенные трудности. Хотя 4% - это тоже немало, почти 5 тысяч слов.

Ну, не запоминать же их все?! Конечно, нет. Достаточно знать широко распространенные правила и минимум слов, входящих в словарный состав любого культурного русского человека.

Давайте сначала разберемся с правилами. Во время подготовки к экзамену вам следует выучить (если вы не сделали это ранее в процессе обучения) следующие правила:

 

1. У многих глаголов прошедшего времени (их около 300) в форме женского рода ударение переходит на окончание: ждать – ждалА, звать – звалА, лгать – лгалА и т.д.

2. Приставка вы- в глаголах всегда ударная: вЫлить – вЫлила, вЫзвать – вЫзвала.

3. Часто в возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться – началАсь, началОсь, началИсь.

4. В кратких прилагательных мужского, среднего рода и во множественном числе ударение падает на основу: прАвый – прАв, прАво, прАвы. А в форме женского рода ударение падает на окончание: правА, белА, стройнА, ловкА.

К этому минимуму правил достаточно запомнить и минимум слов.

Слова, часто встречающиеся в задании А1

алкоголь

жалюзи

лососёвый

столяр

анатом

житие

лубочный

теплиться

апостроф

завидно

мельком

торты

афера (фэ)

заворожённый

надолго

туфля

баловать

загнутый

некролог

украинский

банты

закупорить

нефтепровод

факсимиле

безудержный

звонить – звонишь, звонит, звонят

новорождённый

фетиш

благовест

знамение

обеспечение

филистер

благоволить

зубчатый

облегчить

форзац

бочковый

иконопись

опериться

ходатайство

валовой

искра

оптовый

холодность

варить – варит, варят, варящийся

каталог

осведомить

христианин

водопровод

катарсис

откупорить

цемент

гастрономия

каучук

плесневеть

черпать

генезис

кашлянуть

похороны (на похоронах)

чистильщик

диспансер

квартал

премировать

шарфы

добыча

кедровый

принудить

шофёр

догмат

коклюш

пуловер

шприцы

договор

красивее

ревень

щавель

досуг

кремень

свёкла

щегольской

дочерна

кухонный

сливовый

щепа

дремота

ломота

сосредоточение

эксперт

духовник

ломоть

статуя

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Mon, 13 Feb 2012 21:48:43 +0000
Стилистические фигуры http://www.4-5plus.ru/teorija/275-stilisticheskiefigury.html http://www.4-5plus.ru/teorija/275-stilisticheskiefigury.html Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Стилистические фигуры – синтаксическое построение, обороты речи, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространённые фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

Инверсия (с латинского – перестановка, переворачивание) – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усилить выразительность речи.

Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства (инверсия главных членов предложения; прямой порядок: подлежащее + сказуемое).

Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние (инверсия согласованных определений; прямой порядок: прилагательное + существительное).

Сначала очень была огорчена (инверсия обстоятельства меры и степени; прямой порядок: глагол + наречие).

Парцелляция – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой.

С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.

Прямо перед ним, на другом берегу, у воды стояли три марала. Настоящие маралы. Живые.

Бессоюзие (асиндетон) – бессоюзная связь однородных членов простого предложения или частей сложного предложения.

Швед, русский колет, рубит, режет.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри…

Многосоюзие (полисиндетон) – намеренное увеличение количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Когда идёшь по снежным гребням ты,

Когда по грудь ты входишь в облака, -

Умей глядеть на землю с высоты!

Не смей глядеть на землю свысока!

Алмаз шлифуется алмазом.

Строка диктуется строкой.

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Стало в комнате темно.

Заслоняет слон окно.

Или это снится сон?

Динь-дон. Динь-дон.

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Sun, 12 Dec 2010 15:53:52 +0000
Средства выразительности (продолжение) http://www.4-5plus.ru/teorija/271-tropy.html http://www.4-5plus.ru/teorija/271-tropy.html

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение.

Живой труп. Светлая грусть. «Убогая роскошь наряда». «Пышное природы увяданье».

Аллегория – иносказание, перенесение значений одного круга явлений на другой, например, с мира людей на мир животных. Широко используется в баснях.

Прекрасен царскосельский сад,

Где льва сразив, почил орёл России мощной

На лоне мира и отрад. (А.С.Пушкин.)


Символ (знак, примета) – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого.

Гололёд на земле, гололёд,

Целый год напролёт гололёд,

Будто нет ни весны, ни лета.

Чем-то скользким покрыта планета.

Люди, падая, бьются об лёд,

Гололёд на земле, гололёд.

Целый год напролёт гололёд (В.Высоцкий).

Ирония – употребление слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.

Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.Крылов).

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

А в комнате людей – за день не перечесть

В шар земной упираясь ногами,

Солнца шар я держу на руках…

Литота – образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н.А.Некрасов).

Мальчик с пальчик.

Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Антитеза часто строится на антонимах.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Многим хочется привезти из леса букет цветов. Но часто везут не просто букет, целые охапки. В результате домой попадают лишь жалкие остатки луговой красотывеники, пригодные разве что для мусорной корзины.

Каждый хочет, чтобы его уважали, были с ним вежливы и отзывчивы. Но не каждый умеет уважать других, проявлять вежливость, отзывчивость. Получается нередко по русской пословице: в чужом глазу и соринку замечу, а в своём и бревна не увижу.

Повтор (рефрен) – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений. Разновидности повторов: анафора, эпифора, градация, кольцо, стык (эпонафора).

Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

Виды анафоры:

Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков.

Грозой снесённые мосты,

Гроба с размытого кладбища (А.С.Пушкин).

Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов.

Черноглазую девицу,

Черногривого коня! (М.Ю.Лермонтов)

Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза. (С.А.Есенин.)

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Анафора синтаксическая. Повторение одних и тех те синтаксических конструкций.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам. (А.С.Пушкин.)

Эпифора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.).

Струится нетихнущий дождь,

Томительный дождь

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В.Гоголь).

Стык (эпонафора).

О весна без конца и без края,

Без конца и без края мечта.

Кольцо (обрамление) – повторение одних и тех же слов в конце каких-либо элементов его начала.

Мутно небо, ночь мутна.

Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости.

Градация восходящая.

Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

Без конца, без краю, на тысячи километров протянулась сибирская великая тайга.

Градация нисходящая.

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разорённым очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц.)

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Sun, 05 Dec 2010 22:07:34 +0000
Метонимия. Перифраз(а). Синекдоха. http://www.4-5plus.ru/teorija/268-metonimija.html http://www.4-5plus.ru/teorija/268-metonimija.html Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

 

С метафорой тесно связаны метонимия и ее разновидность синекдоха.

Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Ликует буйный Рим (М.Ю.Лермонтов).

Чёрные фраки носились врозь и кучами там и там (Н.В.Гоголь).

Театр уж полон: ложи блещут, партер и кресла всё кипит (А.С.Пушкин).

Слово метонимия пришло из греческого языка, в переводе (metonomadzo) означает переименовываю.

Проверим, как возникает метонимия:

  1. «Стальной оратор дремлет в кобуре». Речь в этих строках идет о револьвере. Название этого предмета заменено другим, т.е. предмет переименован;
  2. «Вёл мечи на пир обильный». Мечи – воины, пир обильный – бой, сражение.
  3. «Смычок запел». Заиграл скрипач.

Метонимия очень похожа на метафору. Иногда их трудно различить. Чтобы не ошибиться, следует опираться на отличия:

  1. В метафоре сопоставляемые предметы обязательно похожи, при метонимии такого сходства нет. Это чем же похожи фраки на людей, которые облачены в них?
  2. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов как, вроде, подобно. Например, бахрома инея – иней, как бахрома. Метонимию в сравнительный оборот преобразовать не удастся. «… бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита»

На принципе развёрнутой метонимии строится перифраз(а).

Перифраз(а) – замена слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета.

Слово перифраз(а) так же, как и метонимия, заимствовано из греческого языка. Periphrasis – описательное выражение, иносказание.

Интересна история зубров. В 20-х годах на Северном Кавказе погиб последний живший на воле лесной великан.

Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья…(А.С.Пушкин).

Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью (Ю.М.Нагибин).

Перифразы могут быть общеязыковыми и индивидуально-авторскими. Общеязыковые обычно приобретают устойчивый характер: город на Неве, Страна восходящего солнца, люди в белых халатах, покорители горных вершин, братья наши меньшие.

Синекдоха – разновидность метонимии. Состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот.

Всё спит – и человек, и зверь, и птица (Н.В.Гоголь).

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз (М.Ю.Лермонтов).

Там стонет человек от рабства и цепей… (М.Ю.Лермонтов).

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Sun, 28 Nov 2010 21:52:30 +0000
Сравнение. Олицетворение. Метафора. http://www.4-5plus.ru/teorija/265-sravnenije.html http://www.4-5plus.ru/teorija/265-sravnenije.html Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

 

Простейшим по структуре и очень распространённым тропом является сравнение.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

…чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты (Н.В.Гоголь).

Сравнение может представлять собой

  • сравнительный оборот (отражались, как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями) присоединяется с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, подобно, что;
  • сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным (Замрёшь на берегу лужи, словно скала в небесах тебя держит, а внизу – сине.);
  • сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа (ползёт улиткой);
  • форму сравнительной степени прилагательных, наречий (Из мрака куст ползёт, мохнатей медвежонка.)

Сравнения могут быть прямыми (И листочки бегут по дорожке, словно жёлтые мышки от кошки…) и отрицательными:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи:

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои…

(Н.А.Некрасов).

Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. (М.М.Пришвин.)

К сравнению и олицетворению близки метафоры. Метафоры по праву могут претендовать на главенствующую роль среди всех тропов.

В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими.

Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.

В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть (С.А.Есенин).

Особенно ярким средством изобразительности речи являются развёрнутые метафоры. Они возникают в том случае, когда одна метафора влечёт за собой новые, связанные с ней по смыслу.

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (С.А.Есенин).

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Sun, 14 Nov 2010 19:19:54 +0000
Выразительные средства речи. Эпитет. http://www.4-5plus.ru/teorija/264-epitet.html http://www.4-5plus.ru/teorija/264-epitet.html Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

 

Средства выразительности

Тропы

Стилистические (синтаксические) фигуры

Эпитет: Бархатисто-пыльные шмели.

Антитеза: Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

Сравнение: Как лань лесная, боязлива.

Инверсия: Гремят раскаты молодые.

Олицетворение: Неслышно подползает сон.

Градация: Широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звёздами.

Метафора: Город стреляет в ночь дробью огней.

Лексический повтор:

- Анафора: В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай…

- Эпифора: Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняют собою многие дни нашей жизни. Сумрачны имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними это лёгкое имя – Пушкин.

Метонимия: Вся Ивановская площадь шеи вытянула.

Парцелляция: Филодендрон стоял, не колебля ни единого своего листа. Могучий, сильный, огромный.

Синекдоха: Мы все глядим в Наполеоны.

Синтаксический параллелизм: Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава… И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости.

Гипербола: В сто сорок солнц закат пылал.

Фигуры перечисления:

- Бессоюзие

- Многосоюзие (полисиндетон).

Иногда Василий Михайлович представлял себе, что вот он доживёт эту жизнь и начнёт новую, в другом обличье. Он придирчиво выбирал себе возраст, эпоху, внешность; то ему хотелось родиться пламенным южным юношей, то средневековым алхимиком, то дочкой миллионера, то любимым котом вдовы, то персидским царём. Василий Михайлович прикидывал, выбирал, капризничал, ставил условия, ударялся в амбицию, забраковывал все предложенные варианты, требовал гарантий, дулся, уставал, терял ход мыслей и, откинувшись в кресле, долго глядел в зеркало на себя – одного-единственного.

Литота: Мужичок с ноготок.

Эллипс: Татьяна – в лес; медведь – за ней!

Ирония: Всех победил?! Каков Геракл!

Умолчание: Мои мечты… они чисты.

Аллегория: Предложить руку и сердце.

Риторический вопрос: Отчего люди не летают, как птицы?

Перифраз(а): Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа позвольте познакомить вас.

Риторическое восклицание: Какое лето! Что за лето!

Оксюморон: Убогая роскошь наряда.

Риторическое обращение: Здравствуй, племя младое, незнакомое!

Каламбур: У монет ума нет.

Звуковой повтор:

- Аллитерация: Чего-чего не нашепчет вам берёза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств.

- Ассонанс: И столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов.

Именительный представления: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Эпитеты – это художественные определения. Они выделяют свойства, качества, существенные стороны, признаки, передают впечатление, отношение автора; задают настроение; создают образ; характеризуют; оценивают.

Чаще всего эпитеты выражены прилагательными.

Статные осины высоко лепечут над вами. Длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев).

В роли эпитетов могут выступать не только определения, но и обстоятельства, выраженные качественными наречиями, которые живописно рисуют действия.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льёт печально свет она (А.С.Пушкин).

Первые два эпитета (волнистые, печальные) определяют предметы, последний эпитет (печально) характеризует действие.

Эпитетами могут быть и деепричастия.

Волны несутся, гремя и сверкая.

Виды эпитетов:

  • постоянные (конь добрый, поле чистое, путь дальний, земля сырая, осень золотая, трава зелёная, солнце красное, ветер буйный, слово верное, буря черная, море синее);
  • изобразительные (лазурная высь, изнеженные пальцы, тенистый сад, шёлковый узор, лиловые сумерки);
  • лирические (однозвучный жизни шум, пустынный уголок, прощальный свет);
  • сложные (светло-пушистая снежинка, румяно-золотистое яблоко);
  • метафорические (снежинка смелая, нежная берёзка, колючая лестница, туманящий сон).

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Sun, 14 Nov 2010 19:15:03 +0000
Функциональные стили http://www.4-5plus.ru/teorija/260-stili.html http://www.4-5plus.ru/teorija/260-stili.html Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

 

В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи.

Стиль речи – это её разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество.

В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка, или стиль литературного языка.

Художественный стиль (стиль художественной литературы) употребляется в словесно-художественном творчестве.

Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей.

Художественный стиль реализуется в форме драмы, прозы и поэзии.

Создание с помощью слов картины, образность описания, ясное выражение авторского восприятия пейзажа, эмоциональность описания – всё это характерно для художественного стиля. Для создания этого стиля используются художественные средства:

1) тропы: сравнение, метафора, эпитет, олицетворение, гипербола и др.

2) слова разных стилистических пластов: синонимы, антонимы, разговорные, новые и устаревшие слова, профессиональные, диалектные и т.д.

Тьма, пришедшая со Средиземного моря… накрыла город… Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете. Всё пожрала тьма, напугавшая всё живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло со стороны к концу дня…

Она вливалась в окошки и гнала с кривых улиц людей в дома. Она не спешила отдавать свою влагу и отдавала только свет. Лишь только дымное чёрное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покровом. Но он угасал во мгновение, и храм погружался в тёмную бездну.

Несколько раз он вырастал из неё и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы…

Ливень хлынул неожиданно; и тогда гроза перешла в ураган… Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок. Ураган терзал сад (М.А.Булгаков).

Цель научного стиля – сообщение, объяснение научных результатов. В текстах научного стиля необходимы ссылки на источники, цитаты.

Черты стиля:

- лаконичность;

- точность;

- логичность;

- однозначность;

- объективность информации.

Языковые средства стиля:

- слова-термины;

- слова в прямом значении;

- сложные синтаксические конструкции;

- вводные слова и предложения;

- конструкции с обобщающими родовыми наименованиями;

- сложноподчинённые предложения со сложными союзами;

- глаголы-связки.

Гроза – атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают сильные электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом.

Цель официально-делового стиля – информация.

Черты стиля:

- объективность;

- точность;

- однозначность;

- лаконичность;

- особенная лексика (термины);

- отсутствие экспрессивных речевых средств;

- широкое употребление стандартных выражений, производных предлогов, союзов и т.д.

- использование специальных слов: дипломатических, общественно-политических, юридических.

Официально-деловой стиль располагает своими жанрами: устав, кодекс, закон, указ, приказ, доверенность, расписка, объявление, акт, протокол, инструкция и др.

Особенностью этого стиля является стандартизация формы (деление текста на части, цифровое обозначение частей, особое расположение текста на странице, условно-графические сокращения), точность в употреблении дат, географических названий, цифрового материала, названий учреждений.

Глава 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1

  1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
  2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Публицистический стиль употребляется в агитационных выступлениях. Цель публицистического стиля – воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно-политических идей в газетах и журналах, по радио и телевидению, на собраниях и митингах.

Особенностью публицистического стиля является сообщение информации и её осмысление, ярко выраженная авторская позиция, оценка автором событий, о которых он сообщает, индивидуальность манеры его высказываний. Публицистическое выступление в устной и письменной форме носит эмоциональный, экспрессивный характер.

Публицистика – особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Языковые средства публицистического стиля:

- торжественная лексика (держава, воспрянуть, святыня и т.д.);

- фразеологизмы (стоять насмерть и т.д.);

- слова с переносным значением;

- экспрессивная лексика;

- прямые обращения;

- инверсия;

- риторические вопросы;

- восклицания;

- повторы.

Почему не поднимаете вы властного голоса против безумия, грозящего окутать мир облаком отравы? Каждый миг под косою смерти падает где-нибудь человек и каждый миг в каком-нибудь другом уголке земли женщина, торжествуя победу над стихией разрушения, дарует миру нового человека… Блеском и славою покрыли себя в веках тысячи и тысячи ваших сыновей. Они обогатили нашу жизнь великими открытиями, их труд, труд сыновей ваших, создал из зверя человека – лучшее из всего, что видано на земле. Как же можете вы допустить, чтобы рождённый вами человек снова принизился до зверя, до хищника, до убийцы.

Матери! Жёны! Вам принадлежит голос, вам принадлежит право творить на земле закон (М.Горький).

Сфера разговорного стиля – бытовые и профессиональные отношения (устная форма). Его общие признаки: неофициальность, непринуждённость общения; неподготовленность речи, её автоматизм; преобладающая устная форма общения (обычно диалогическая), возможно в виде диалога. Цель разговорного стиля – общение, обмен мыслями и впечатлениями. Обычная форма его реализации – диалог.

В разговорном стиле употребляются, наряду с нейтральными, сниженные разговорные языковые средства:

- слова и фразеологизмы разговорного стиля (например: брякнуться, ледяшка, наболтаться, ни бе ни ме, с жиру беситься, бедовая голова);

- просторечные слова ( давеча, завсегда);

- эмоционально окрашенные слова (тётенька, мальчонка, духотища, родненький);

- слова с переносными значениями;

- частицы;

- междометия;

- обращения;

- вводные слова;

- слова-предложения;

- неполные предложения;

- повторы слов.

- Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника?

- Ну да, знаем.

- А знаете ли, отчего он такой всё невесёлый, всё молчит, знаете? Вот от чего он такой невесёлый: пошёл он раз, тятенька говорил, - пошёл он, братцы мои, в лес по орехи да и заблудился; зашёл, бог знает, куды зашёл. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, - присел и задремал (И.С.Тургенев).

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Sun, 07 Nov 2010 23:34:32 +0000
Типы речи http://www.4-5plus.ru/teorija/257-tipyrechi.html http://www.4-5plus.ru/teorija/257-tipyrechi.html

Смысловые типы текстов: описание, рассуждение, повествование.

Описание – функционально - смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Описание может начинаться с общего признака или заканчиваться им.

В описательных текстах господствуют прилагательные и глаголы несовершенного вида.

В художественной и научной литературе описание занимает чрезвычайно большое место. Описательный текст широко применяется в таких газетных жанрах, как очерк, статья, репортаж, заметка, фельетон и т.д.

Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновенье тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»

(А.С.Пушкин)

Рассуждение – функционально-смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Пишущий стихотворение пишет его не потому, что он рассчитывает на посмертную славу (хотя он часто и надеется, что стихотворение его переживёт, пусть ненадолго). Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно закончится, и порой оказывается очень удивлён тем, что получилось. Ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал. Это и есть момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее… Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение – колоссальный ускоритель сознания, мышления. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом.

(И.Бродский)

Рассуждение служит для передачи логического развития мысли, от повествования и описания отличается строгой логической последовательностью.

Предложения в рассуждении характеризуются многочисленными следственными и уступительными связями.

Рассуждение строится по следующей схеме: 1) тезис (почему?) – (потому что) обоснование, 2) аргументы, примеры (что из этого следует?), 3) (поэтому) вывод.

Обычно обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.

Тезис:

Странная это вещь – книга.

Аргументы:

Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание – и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её ещё нет! Нет, пока не прочтёт её хоть один читатель.

Да, странная вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …всё? А разве что-то в вас не переменилось?

Вывод:

Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не зазвучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

(Морозова)

Повествование – функционально-смысловой тип текста, который содержит рассказ о событиях в хронологической последовательности.

Он (Виктор) уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья.

(Орешкин)

Повествовательный текст строится по композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Экспозиция:

Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

Завязка:

Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень.

Развитие действия:

Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты.

Кульминация:

Навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня.

Развязка:

Под мышками он нёс какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке.

(М.Ю.Лермонтов)

В повествовании преобладает глагол и обстоятельственные слова, т.е. богата синтаксическая группа сказуемого и бедна синтаксическая группа подлежащего.

 

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Sun, 31 Oct 2010 20:54:12 +0000
Связь предложений в тексте http://www.4-5plus.ru/teorija/249-svjazvtekste.html http://www.4-5plus.ru/teorija/249-svjazvtekste.html Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Текст – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Текст может иметь заголовок, передающий тему и основную мысль высказывания.

В большом тексте ведущая тема распадается на ряд микротем. Микротеме обычно соответствует абзац.

Особенностью текста является его связность. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего.

Признаки текста:

· Наличие темы и основной мысли

· Наличие или возможность заголовка

· Смысловая связь между предложениями

· Определенная последовательность предложений

· Использование языковых средств связи между предложениями

Виды связи между предложениями в тексте:

  • Последовательная
  • Параллельная
  • Ассоциативная (смысловая)

Наиболее часто используется последовательный, или цепной, способ связи предложений.

Например:

Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

Цепные связи используются во всех стилях языка. Это самый массовый, самый распространённый способ соединения предложений.

При цепном способе связи предложения связываются между собой

  • путём повтора ключевого слова
  • заменой синонимами (в том числе контекстными)
  • повтором членов предложения.

Отступая, Наполеон приказал взорвать колокольню, но она выстояла, только трещина прошла по камням. А немного спустя, когда залечили эти раны, поднялся на верхний ярус молодой юнкер Лермонтов. (Л.Колодный).

Параллельные связи чаще всего используются в описании и повествовании.

Например:

Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их ещё мало. Ползут плоты, но скупо. Довольно часто попадаются буксиры с огромными железными наливными баржами, низко стоящими в воде. Это госпароходство тянет нефтяные грузы «Азнефти». (М.Кольцов).

В приведённом тексте все сказуемые стоят в настоящем времени. В первых трёх предложениях они находятся перед подлежащими. Таким образом, все три предложения имеют параллельную структуру.

Такой приём называется синтаксическим параллелизмом (когда несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения).

Средства связи предложений в тексте:

  1. Лексические:

· Лексический повтор. Жил на краю деревни старый Бобыль. Была в Бобыля своя хата и собака.

· Синонимическая замена. Художники, выписанные из Антиохии, изобразили на стенах охоту Артемиды. Богиня метала стрелы, и короткая розовая туника небесной охотницы развевалась на ветру.

· Использование антонимов. Один был высокого роста, другой – роста низкого.

· Родовидовые слова. В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берёз.

  1. Морфологические:

· Употребление глаголов одного вида и одного времени. Самолёты налетали так внезапно, что никто не успел броситься в щели. И все попадали тут же на землю.

· Местоименная замена, т.е. замена существительного или другой части речи местоимением. А годы шли да шли; быстро и неслышно, как неспешные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у неё не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых, она не сошлась ни с одной.

· Использование союзов, частиц, вводных слов. Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признаёт и покаянных слов писать не может.

  1. Синтаксические средства связи:

· Синтаксический параллелизм – несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения. Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому.

· Парцелляция – выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения. В самом конце 80-х годов в нём запретили ловить рыбу. Не для того, чтобы сберечь её стадо, дать нагуляться молоди… А потому, что выловленная рыба стала опасной для человека.

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Mon, 27 Sep 2010 18:03:25 +0000
Виды нарушений синтаксической нормы http://www.4-5plus.ru/teorija/227-sintnorma.html http://www.4-5plus.ru/teorija/227-sintnorma.html Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

 

Синтаксические нормы русского языка включают в себя такие понятия, как согласование, управление, построение предложения с деепричастным оборотом, с однородными членами, сложноподчинённого предложения, предложения с прямой и косвенной речью.

Примеры нарушений синтаксической нормы:

1. Нарушение согласования в сложноподчинённом предложении с сочетаниями тот, кто…; те, кто…

Те, кто сидели на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.

Норма: Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чес не сравнимое блаженство.

2. Нарушение согласования в модели: определяемое слово + причастный оборот:

Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующим с древности, является резьба по дереву.

Норма: Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующего с древности, является резьба по дереву.

3. Нарушение согласования: главное слово существительное + несогласованное определение:

В картине Остроухова «Золотой осени» лес словно яркий весёлый ковер с нарядным орнаментом.

Норма: В картине Остроухова «Золотая осень» лес словно яркий весёлый ковёр с нарядным орнаментом.

4. Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом (по приезде, по окончании, благодаря, согласно, вопреки и др.):

По приезду в город желательно уточнить туристический маршрут.

Норма: По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.

5. Нарушение управления в словосочетании: существительное + зависимое слово:

Уверенность в победу – составляющая любого успеха.

Норма: Уверенность в победе – составляющая любого успеха.

Предел (чему)

Вера (во что/ перед кем/ перед чем)

Превосходство (над кем/над чем)

Памятник (кому/кого)

Уделять внимание (чему)

Обращать внимание (на кого/на что)

Проявлять внимание (к кому/к чему)

Акцентировать внимание (на ком/на чём)

Анонс (о чём)

Восприимчивость (к чему)

Жажда (чего)

Консультация (кому)

Неверие (во что)

6. Нарушение управления в словосочетании: глагол + (предлог) + зависимое слово:

Нам оплатили за сверхурочный труд.

Норма: Нам оплатили сверхурочный труд.

Оплачивать (что)

Подчеркнуть (что)

Отличать (что/от чего)

Заплатить (за что)

7. Нарушение порядка слов в предложении:

Одним из самостоятельных видов искусства является графика, существующим с конца XV века.

Норма: Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика.

8. Нарушение управления в предложении с однородными членами:

Отечественный производитель ещё не учитывает и ослаблен инфляцией в условиях свободного рынка.

Норма: Отечественный производитель ещё не учитывает инфляции и ослаблен ею в условиях свободного рынка.

9. Нарушение структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов при однородных членах предложения:

За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.

Норма: За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, но и драматический театр и библиотека.

10. Нарушение структуры предложения, связанное с использованием причастных оборотов:

Протест Катерины, отстаивающий свои права, имел общечеловеческое звучание.

Норма: Протест Катерины, которая отстаивала свои человеческие права, имел общечеловеческое звучание.

11. Нарушение структуры предложения, в состав которого входит деепричастный оборот:

Анализируя состав слова, часто не указывается основа.

Норма: Анализируя состав слова, укажите его морфемы.

12. Нарушение структуры параллельных (синонимичных) конструкций:

Гравёр Пожалостин – один из лучших русских гравёров, работы которого хранящиеся не только в России, но и во Франции.

Норма: Гравёр Пожалостин – один из лучших русских гравёров, работы которого хранятся не только в России, но и во Франции (замена придаточной части причастным оборотом невозможна).

13. Нарушение структуры сложноподчинённого предложения:

Все радовались о том, что экзамены закончились и можно немного отдохнуть.

Норма: Все радовались тому, что экзамены закончились и можно немного отдохнуть.

14. Нарушение структуры сложноподчинённого предложения с косвенной речью:

Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

Норма: Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, чтобы они оплатили проезд.

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Теория Tue, 11 May 2010 19:45:24 +0000