Практические задания система подготовки к ЕГЭ http://www.4-5plus.ru/praktika Fri, 20 Jan 2012 21:45:08 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru Стилистические фигуры http://www.4-5plus.ru/praktika/59-text/276-stilisticheskiefigury http://www.4-5plus.ru/praktika/59-text/276-stilisticheskiefigury Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

 

1. Какие средства выразительности использованы в тексте?

Отсюда всё было видно. И самые высокие снежные вершины, выше которых только небо. Они стояли позади всех гор, над всеми горами и над всей землёй. И те горы, что пониже снежных, - лесистые горы, поросшие понизу лиственными чащами, а поверху тёмным сосновым бором. И горы Кунгеи, обращённые к солнцу; на склонах Кунгеев ничего не росло, кроме травы. И горы поменьше, в той стороне, где озеро, - просто голые каменистые увалы (Ч.Айтматов).

1) метафора

2) парцелляция

3) антитеза

4) гипербола

2. Какие средства выразительности использованы в тексте?

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, на каждом зелёном клювике висит большая прохладная капля.

Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как бывало забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, чёрно-лаковыми (М.М.Пришвин).

1) инверсия

2) сравнение

3) метафора

4) синтаксический параллелизм

3. Какие средства выразительности использованы в тексте?

На Шатуре, видимо, есть чему поучиться. Выбор места – в счастливом соединении четырёх озёр и необъятных торфяных массивов, вблизи железной дороги и недалеко от Москвы. Снабжение станции – превращение самого низкосортного топлива, торфа, в самую высокосортную энергию, электрическую. Устройство – необъятные котлы, сосущие озёра, конденсационные насосы, передача воды из одного озера в другое, новейшие оборудования электрического распределительного аппарата. Наконец, линия передачи – здоровенный провод, переливающий в Москву, за сто тридцать километров, до восьмидесяти тысяч киловатт-часов (А.Кольцов).

1) эпитеты

2) метафора

3) синтаксический параллелизм

4) инверсия

4. Какие средства выразительности использованы в тексте?

Когда хлеб скошен и убран, когда вывезен урожай, от которого ломятся склады, когда ходишь по дворам элеваторов среди вулканоподобных сопок зерна, когда не успеваешь просматривать полосы газет с аншлагами о выполнении и перевыполнении планов, вот тогда вдруг поражаешься тому, что сделано на твоей земле, пока ты был занят вроде бы чем-то важным, когда ты успел написать всего лишь несколько страниц (Ч.Айтматов).

1) парцелляция

2) синтаксический параллелизм

3) градация

4) оксюморон

5. Какие средства выразительности использованы в тексте?

И вот он одичал. …оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные…

Выйдет он в свой парк, в котором он когда-то нежил своё тело рыхлое, рассыпчатое, как кошка, в один миг взлезет на самую вершину дерева и стережёт оттуда. Прибежит заяц, встанет на задние лапки и прислушивается, нет ли откуда опасности, - а он уж тут как тут. Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвёт её ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест (М.Е.Салтыков-Щедрин).

1) перифраза

2) инверсия

3) каламбур

4) гипербола

5) сравнение

6. Какие средства выразительности использованы в тексте?

Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагрённым кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, - полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света… Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, пронеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун (И.С.Тургенев).

1) метафора

2) синекдоха

3) бессоюзие

4) сравнение

5) инверсия

7. Какие средства выразительности использованы в тексте?

Природа никогда не создаёт шума. Она учит человека величию в тишине. Молчит солнце. Беззвучно разворачивается перед нами небо. Мало и редко слышим мы что-либо из «середины земли». Милостиво и блаженно покоятся царственные горы. Даже море способно к «глубокой тишине». Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно… (И.Ильин.)

1) парцелляция

2) олицетворение

3) эпитеты

4) антитеза

5) инверсия

8. Какие средства выразительности использованы в тексте?

С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром, она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило (И.С.Тургенев).

1) олицетворение

2) метафора

3) сравнения

4) синтаксический параллелизм

5) антитеза

9. Какие средства выразительности использованы в тексте?

В уставшем от зимней тяготы лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, - неожиданно донёсся запах подснежника.

Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья (Г.Троепольский).

1) инверсия

2) олицетворение

3) синтаксический параллелизм

4) метонимия

5) парцелляция

10. Какие средства выразительности использованы в тексте?

Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок.

Январский день уже приближался к концу; вечерний холод ещё сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря (И.С.Тургенев).

1) метафора

2) сравнение

3) инверсия

4) градация

5) олицетворение

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Текст Sun, 12 Dec 2010 15:57:34 +0000
Средства выразительности. 3. http://www.4-5plus.ru/praktika/59-text/272-sredstvavyrazitelnosti3 http://www.4-5plus.ru/praktika/59-text/272-sredstvavyrazitelnosti3 Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

1. Какие средства выразительности использованы в тексте?

Книги являются истинными друзьями человечества. Каждое мыслящее существо обязано иметь эти благородные ценности. В течение пяти лет путешествуя по Азии, мы видели многие книгохранилища в монастырях, в каждом храме, в каждой разрушенной китайской дозорной башне. Всюду, и явно и тайно, хранятся сокровища замечательных Учений, жизнеописаний, научных трактатов и словарей. (Н.Рерих.)

1) антитеза; 2) сравнение; 3) перифраза; 4) олицетворение

2. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?

Светает быстро. В тёплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света. И брёвна загораются, как слоистый янтарь. Всходит солнце.

Осенние зори иные – хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться: всё равно не отогреешь озябшую землю и не вернёшь улыбающийся солнечный свет. Всё никнет, только человек не сдаётся. (К.Г.Паустовский.)

1) метафора; 2) олицетворение; 3) риторический вопрос; 4) фразеологизм

3. Какие выразительные средства речи использованы в тексте?

Красота, грация, приятный голос – капитал, переданный тобой ребёнку; как ум и как здоровье, он облегчает жизненный путь. Но не следует переоценивать красоту: не подкреплённая другими достоинствами она может принести вред. И тем более требует зоркой мысли.

1) параллелизм; 2) сравнение; 3) олицетворение; 4) метафора

4. В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в тексте?

В жизни как раз не всё совпадает. И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. И то, что выдаётся за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая в зависимости от обстоятельств то растягивается в улыбку, то собирается в кулак. (А.Гербер.)

1) вводные слова, ряды однородных членов, антитеза;

2) метафора, антонимы, синонимы;

3) эпитеты, фразеологизм, антонимы;

4) разговорные выражения, эпитеты, гипербола

5. Какое языковое средство используется во всех предложениях текста?

Звёзды ещё только начали выцветать… Отвесный утёс, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла. За следующим поворотом это тепло обволокло беглеца, и чёрная бабочка опустилась, танцуя, на каменистую осыпь. (В.Набоков.)

1) антитеза; 2) метафора; 3) эпитет; 4) олицетворение

6. Какое средство выразительности использовано в предложении?

Кулибин делал непохожие на все остальные, необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

1) метафора; 2) градация; 3) гипербола; 4) сравнение

7. Какое из перечисленных языковых средств используется в предложении?

Вершины предгорий, издали казавшиеся близкими, по мере приближения уплывали ввысь и вдаль.

1) олицетворение; 2) метафора; 3) эпитет; 4) гипербола

8. Какие средства выразительности используются в предложениях?

Давайте возьмём такой пример: талант человека в одной области сказывается и в другой. Скажем, Пушкин – великолепный художник. Лермонтов – тоже художник. Достоевский, как сейчас выясняется, был замечательным портретистом. (Д.С.Лихачёв.)

1) метафора, антитеза, эпитеты;

2) метафора, сравнительный оборот;

3) синтаксический параллелизм, лексический повтор, синонимы;

4) гипербола, однокоренные слова, антонимы

9. Какие средства выразительности используются в предложениях?

Но Чернобыль, землетрясения, наводнения – аварийные ситуации. Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной будничной жизни, от человека к человеку. Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом…

1) эпитеты, гипербола;

2) противопоставление, синонимы, однородные члены;

3) метафоры, эпитеты;

4) лексический параллелизм, синонимы

10. Укажите номера средств выразительности, использованных в тексте.

В картинах российской осени есть много щемящей грусти. Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. Осенью мы лучше видим и глазом, и сердцем. Прозрачны дали. Чиста и прозрачна вода в озёрах. Чище и тоньше звучат редкие голоса птиц. Всё устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на своё отражение в синей воде. (В.М.Песков.)

1) оксюморон

2) инверсия

3) метафора

4) сравнение

5) синтаксический параллелизм

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Текст Sun, 05 Dec 2010 22:14:25 +0000
Средства выразительности. 2. http://www.4-5plus.ru/praktika/59-text/269-sredstvavyrazitelnosti2 http://www.4-5plus.ru/praktika/59-text/269-sredstvavyrazitelnosti2 Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

 

  1. Укажите вид тропа, использованный в предложениях.

Рядом с ней (оленихой), повернувшись задом, объедал ветки тальника молодой комолый телок. Ему ни до чего не было дела. Он был упитанный, крепкий и весёлый. Бросив вдруг глодать ветки, он резво подпрыгнул, задел олениху плечом и, попрыгав ещё вокруг, стал ласкаться. Тёрся своей безрогой головой о бока Рогатой матери-оленихи (Ч.Айтматов).

1) метафора; 2) сравнение; 3) перифраз(а); 4) аллегория


2. Укажите вид тропа, использованный в предложении.

И зал встаёт, и зал поёт, и в зале дышится легко.

1) синекдоха; 2) метафора; 3) перифраз(а); 4) метонимия


3. Укажите вид тропа, использованный в предложении.

Не то на серебре – на золоте едал (А.С.Грибоедов).

1) метонимия; 2) сравнение; 3) метафора; 4) олицетворение


4. Какой троп используется в этих строках?

О чём ты воешь, ветр ночной,

О чём так сетуешь безумно? (Ф.И.Тютчев.)


5. Какой троп используется в этих строках?

Их сёла и нивы за буйный набег

Обрёк он мечам и пожарам. (А.С.Пушкин.)


6. Какой троп в этих строках?

К нему и птица не летит. И зверь нейдёт.


7. Назовите тропы, используемые в предложениях.

И едва ли кто в городе спал:

Ночью пушечный гром грохотал.

Не до сна! Вся столица молилась,

Чтоб Нева в берега воротилась.


8. Какие тропы используются в предложении?

Оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, какими могут пользоваться люди, - силой зажигательного слова.


9. Какой троп использован в предложении?

Рука бойцов колоть устала.

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Текст Sun, 28 Nov 2010 21:56:14 +0000
Средства выразительности. 1. http://www.4-5plus.ru/praktika/59-text/266-sredstvavyrazitelnosti1 http://www.4-5plus.ru/praktika/59-text/266-sredstvavyrazitelnosti1 Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

 

  1. В каком предложении используется метафора?

(1)Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. (2)Он серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

(3)Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнёт её, срежет плугом носа.

(4)Но проходили минуты, прошёл час, другой, а отблеск далёкой луны всё бежал и бежал перед теплоходом, без усилий опережая напряжённо работающую машину.

(5)И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь её, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия. (В.Астафьев.)

1) 3; 2) 1; 3) 4; 4) 2

2. Укажите виды тропов, использованных в предложении.

На дворе воет страшная, неистовая буря.

1) аллитерация (повтор согласных звуков)

2) гипербола

3) олицетворение

4) эпитет

3. Укажите вид тропа, используемый в предложении.

За дощатой изгородью по навалу битых кирпичей рывками двигалась гусеничная машина, напоминавшая подъёмный кран, на её крюке нацелено, грозно размахивался, неуклонно ударял в изуродованную грудь стены стальной шар – коричневая пыль висела в воздухе, сыпалась штукатурка, обрушивался, стучал разбитый красный кирпич, обваливались балки толстых перекрытий.

4. Укажите виды тропов, использованных в предложении.

Вверху, однако ж, небо было свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озарённого светом храма, сверкали миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. (И.А.Гончаров.)

1) олицетворение;

2) метафора;

3) сравнение;

4) эпитеты

5. Укажите вид тропа, используемый в предложении.

Камни собора, разбуженные и ожившие, каждой песчинкой резонировали ему. (В.А.Солоухин.)

6. Укажите виды тропов, использованных в предложении.

Сторож пробил на колокольне… Этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушёл по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

Я не знаю: как назвать томительный свет белой ночи? Загадочным? Или магическим?

Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы – столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра. (К.Г.Паустовский.)

7. Укажите виды тропов, использованных в предложении.

Немного тепла, немного чистой воды – вот уже лаковая чернота серёжек дрогнула, отеплилась багровым цветом, а ветки шоколадно заблестели и окропились бледными свечными язычками набухших почек. (В.П.Астафьев.)

8. Укажите виды тропов, использованных в предложении.

Осины зашептались, заволновались, с коротким шумом вздрагивая листьями; облако белых пушинок сорвалось с их серёжек и, словно сговорившись с ветром, весело понеслось в темнеющую чащу. (В.В.Вересаев.)

9. Укажите виды тропов, использованных в предложении.

В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, - неожиданно донёсся запах подснежника! (Г.Троепольский.)

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Текст Sun, 14 Nov 2010 19:23:31 +0000
Функциональные стили http://www.4-5plus.ru/praktika/59-text/261-stili http://www.4-5plus.ru/praktika/59-text/261-stili  

 

  1. Определите стиль текста.

Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

Верилось, что с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнёт её, срежет плугом носа.

Но проходили минуты, прошёл час, другой, а отблеск далёкой луны всё бежал и бежал перед теплоходом, без усилий опережая напряжённо работающую машину.

И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл её, разгадаешь вечную загадку бытия (В.Астафьев).

1) художественный стиль; 2) публицистический; 3) разговорный;

4) научный

2. Определите стиль и тип текста.

Умение общаться становится искусством общения тогда, когда мы так ясно осознаем происходящее между нами и другими в процессе коммуникации, что это не влечёт за собой искусственности и затруднений во взаимопонимании. Лишь тогда мы можем по горячим следам воспользоваться тем, что мы осознали для улучшения контакта. Говорят, что этому можно научиться. Я думаю, что каждый может проявить максимум старания, чтобы с достаточной степенью точности понимать, что хотят сообщить другие.

1) научно-популярный стиль, повествование

2) публицистический стиль, рассуждение

3) публицистический стиль, повествование

4) научный стиль, описание

3. Определите стиль и тип речи текста.

Любовь к отечеству может быть физическая, нравственная и политическая.

Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, а пленительными воспоминаниями, окружающими утро и колыбель человечества. В свете нет милее жизни; она есть первое счастие. А начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть.

Само расположение нервов, образованных в человеке по климату, привязывает нас к родине. Даже всякое растение имеет более силы в своём климате: закон природы и для человека не изменяется (Н.Карамзин).

1) публицистический стиль, повествование

2) публицистический стиль, рассуждение

3) разговорный стиль, описание

4) научный стиль, повествование

4. Определите стиль и тип текста.

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не раскалённое, как во время знойной засухи, не багровое, как перед бурей, - мирно всплывает над узкой и длинной тучкой. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места (И.С.Тургенев).

1) художественный стиль, повествование

2) публицистический стиль, рассуждение

3) художественный стиль, описание

4) научный стиль, описание

5. Определите стиль и тип текста.

С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца; воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. Холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков (И.А.Бунин).

1) художественный стиль, повествование

2) публицистический стиль, описание

3) художественный стиль, описание

4) публицистический стиль, повествование

6. Определите стиль и тип текста.

Представьте себе. Сижу за рулём. Ночь. Скорость – 70. Вокруг – ни души. Уверен, что в машине я один. Вдруг чувствую: на плечо мне опустилась рука. Я резко повернулся, чтобы защититься!.. Но защищаться было незачем: на плече у меня сидел котёнок.

Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвёз к себе домой.

1) художественный стиль, описание

2) разговорный стиль, повествование

3) художественный стиль, повествование

4) публицистический стиль, описание

7. Определите стиль и тип текста.

В организме человека насчитывается около 200 типов различных клеток. С момента возникновения ведущим методом изучения клетки остаётся микроскопия. Большинство компонентов клеток прозрачны, поэтому в микроскоп не видны. Чтобы сделать их видимыми, клетки окрашивают, обработав растворами, которые делают её проницаемой для красителя.

1) публицистический стиль, повествование

2) художественный стиль, описание

3) научный стиль, повествование

4) научный стиль, описание

8. Определите стиль и тип текста.

Всё тише и тише стрельба. Гуще сумрак, таинственные тени. Потом бархатный полог и бескрайний звёздный океан. Ручей сердито плещет. Фыркают лошади, а на правой стороне в кубанских батальонах горят, мигая, костры. Чем черней, тем страшней и тоскливей на душе. Наш костёр трещит. Дымом то на меня потянет, то в сторону отнесёт. Лица казаков в трепетном свете изменчивые, странные. Вырываются из тьмы, опять ныряют в тёмную бездну. А ночь нарастает, безграничная, чёрная, ползучая. Шалит, пугает. Ущелье длинное. В ночных бархатах – неизвестность. Тыла нет. И начинает казаться, что оживает за спиной дубовая роща. Может, там уже ползут, припадая к росистой траве, тени в черкесках. Ползут, ползут… И глазом не успеешь моргнуть, вылетят бешеные тени, распалённые ненавистью, с воем, с визгом, и… аминь! (М.Булгаков)

1) художественный стиль, повествование с элементами описания

2) разговорный стиль, повествование

3) публицистический стиль, повествование

4) художественный стиль, описание

9. Определите стиль и тип текста.

Если человек выйдет на любовное свидание и прочтёт своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеёт. Между тем та же записка, посланная по почте, может её растрогать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет. Если агитатор пользуется всё время шпаргалкой, можете заранее знать – такой никого не сагитирует. Если человек в суде начнёт давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесённую из дому рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной. И выяснится, что она скучна не потому, что бессодержательна, а потому, что письменная речь заменила на кафедре живую устную речь.

В чём же тут дело? Дело, мне кажется, в том, что написанный текст является посредником между людьми, когда между ними невозможно живое общение. В таких случаях текст выступает как представитель автора. Но если автор здесь и может говорить сам, написанный текст становится при общении помехой (И.Андронников).

1) художественный стиль, повествование

2) публицистический стиль, описание

3) разговорный стиль, повествование

4) публицистический стиль, размышление

 

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Текст Sun, 07 Nov 2010 23:39:15 +0000
Типы речи http://www.4-5plus.ru/praktika/59-text/258-tipyrechi http://www.4-5plus.ru/praktika/59-text/258-tipyrechi

Функционально-смысловые типы текста

  1. Определите тип текста.

Надвигается август, спускается вечер, спиной к нам, лицом к закату стоит чёрный лес, смотрит, как высоко над головой в апельсинных морях догорают жидкие алые острова. Вышла первая звезда. Подбирается ночная сырость.

(Т.Толстая)

1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение

  1. Определите тип текста.

Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо ещё доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами – запад и восток, обладает ещё и третьей стороной.

Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие – сердцем создают себе ум; последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.

(П.Чаадаев)

1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение

  1. Определите тип текста.

Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной! Но будет ли предел тишине!

Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» - словно дует кто-то коротко и ритмично в пустую бутылку. И вновь трепетно нарастает берёзовый шелест.

И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам…

(В.И.Белов)

1) описание; 2) рассуждение; 3) повествование; 4)рассуждение с элементами описания

  1. Определите тип текста.

А попробуйте лечь под берёзой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. Чего-чего не нашепчет вам берёза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств.

Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растёт сухая, пыльная, колючая травка. Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.

А может, и вся-то красота заморских краёв лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?

Привыкли. Набаловались. Не знаем, чем владеем. Потому и тянет к чёрту на кулички, в так называемую экзотику. А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.

1) рассуждение; 2) повествование; 3) рассуждение с элементами описания; 4) описание

  1. Определите тип текста.

Мне показалось, что справа кто-то смотрит. Я оглянулся. В десяти шагах сидели в траве два выскочивших из ржи зайца. Они сидели спокойно и с юмористическим любопытством глядели на меня. Как будто им было смешно, что и я надеюсь проникнуть в ту тайну, которую они сами и все кругом прекрасно знают. При моём движении зайцы переглянулись и не спеша, несколькими большими, мягкими прыжками, бесшумно отбежали к кустам ракитника; там они снова сели и, шевеля ушами, продолжали поглядывать на меня.

(В.В.Вересаев)

1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение; 4) повествование с элементами описания

  1. Определите тип текста.

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.

Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл вниз. Всё ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его всё дальше и дальше белелись в месячном свете.

(Л.Н.Толстой)

1) описание; 2) рассуждение; 3) повествование; 4)рассуждение с элементами описания

  1. Определите тип текста.

Были жаркие безветренные июльские дни. Лист в лесу сочен, густ и зелен, только кое-где срываются пожелтевшие берёзовые и липовые листы. Кусты шиповника осыпаны душистыми цветами, в лесных лугах сплошной медовый клевер, рожь густая, рослая, темнеет и волнуется, до половины налила, в низинах перекликаются коростели, в овсах и ржах то хрипят, то щёлкают перепела; соловей в лесу только изредка сделает колено и замолкнет, сухой жар печёт.

(Л.Н.Толстой)

1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение; 4) повествование с элементами описания

  1. Какой(-ие) тип(-ы) речи использован(-ы) в тексте?

Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. Всё было залито светом… Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались возле дам: некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом засёсанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно говорили по-французски и смешили дам так же, как в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали по сторонам, не расставил ли где губернаторский слуга зелёного стола для виста. Лица у них были полные и круглые, … волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «чёрт меня побери», как говорят французы, - волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закруглённые и крепкие.

(Н.В.Гоголь)

1) повествование; 2) рассуждение; 3) описание; 4) рассуждение и повествование

  1. Какой(-ие) тип(-ы) речи использован(-ы) в отрывке?

Антипатия к чужой речи в твоём присутствии – от боязни, что говорят о тебе, и говорят плохо. Откуда эта боязнь – другой вопрос. Переговариваться на незнакомом собеседнику языке считается бестактным прежде всего среди людей, не доверяющих друг другу. Среди дипломатов, допустим. Мы же доверяли друг другу.

(По А.Битову)

1) повествование; 2) рассуждение; 3) описание; 4) описание и повествование

 

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Текст Sun, 31 Oct 2010 20:58:32 +0000
Связь предложений в тексте (2) http://www.4-5plus.ru/praktika/59-text/251-svjazvtekste2 http://www.4-5plus.ru/praktika/59-text/251-svjazvtekste2

  1. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью синтаксического параллелизма?

(1)Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информацию, - это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. (2)Нарушение первого принципа сделает текст бессмысленным, второго – тривиальным. (3)Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной мере могут лишь тексты высоко для неё информативные. (4)А это подразумевает конфликт с читательским ожиданием, напряжение, борьбу и в конечном итоге навязывание читателю какой-то более значимой, чем привычная, художественной системы. (5)Но, побеждая читателя, писатель берёт на себя обязательство идти дальше. (6)Победившее новаторство превращается в шаблон и теряет информативность. (7)Новаторство – не всегда в изобретении нового. (8)Новаторство – значимое отношение к традиции, одновременно восстановление памяти о ней и несовпадение с нею.

2. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза?

(1)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (2)Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачёв, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (3)Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (4)Не только меня, я уверен, и весь класс.

(5)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (6)Тут преданность выступает во всех обличиях. (7)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах.

3. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью местоименного наречия?

(1)Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (2)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало учёных. (3)Из глубины истории идёт и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (4)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В.Бехтерева и К.Циолковского. (5)А известный химик А.Бутлеров в сотрудничестве с писателем С.Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (6)Так большие учёные оказались в плену больших оккультных страстей.

4. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и контекстного синонима?

(1)Пьесы Чехова не обнаруживают сразу своей поэтической значительности. (2)Прочтя их, говоришь себе: «Хорошо, но… ничего особенного, ничего ошеломляющего. (3)Всё как надо. (4)Знакомо… правдиво… не ново…»

(5)Нередко первое знакомство с его произведениями разочаровывает. (6)Кажется, что нечего рассказывать о них по прочтении. (7)Фабула, сюжет?.. (8)Их можно изложить в двух словах. (9)Роли? (10)Много хороших, но нет выигрышных, за которыми погонится актёр на амплуа хороших ролей (есть и такой). (11)Большинство из них маленькие роли, «без ниточки» (т.е. в один лист, не требующий ниток для сшивания). (12)Вспоминаются отдельные слова пьесы, сцены…

5. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью антонима и лексического повтора?

(1)Отсмеявшись, они спохватывались. (2)Улыбка смеха таяла и сменялась улыбкой вежливости. (3)Их лица приобретали чрезвычайно умное и углубленное выражение, как бывает в разговоре с иностранцами на плохом языке, когда чем глупее разговор, тем значительнее интонация, а киваний и поддакиваний не сдержать никакими силами… (4)После таких разговоров ноют мускулы лица и шеи от непривычной, неестественной работы.

(5)Только на родном языке можно петь, писать стихи, признаваться в любви… (6)На чужом языке, даже при отличном его знании, можно лишь преподавать язык, разговаривать о политике и заказывать котлету. (7)Чуть ли не так, что чем тоньше и талантливей поэтическое и живое знание родного языка, тем безнадёжней знание чужого, и разрыв невосполним.

6. В каком из предложений наречие служит средством связи с предыдущими предложениями?

(1)А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!

(2)Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета. (3)Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. (4)Лето было жаркое, осень сухая. (5)Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой.

7. В каком предложении указательное местоимение служит средством связи с предыдущим предложением?

(1)Всё было залито светом… (2)Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и сям, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. (3)Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались возле дам: некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить и от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом засёсанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как в Петербурге. (4)Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. (5)Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали по сторонам, не расставил ли где губернаторский слуга зелёного стола для виста. (6)Лица у них были полные и круглые, … волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «чёрт меня побери», как говорят французы, - волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закруглённые и крепкие.

8. Какое предложение связано с предыдущим при помощи однокоренного слова и притяжательного местоимения?

(1)Мы услышали голоса приезжих задолго до того, как они вышли из лесу.

(2)Они шли вместе, но кричали так, будто между ними километры и от того, перекричат ли они это расстояние, зависит их жизнь.

(3)Они кричали о том, как они хорошо позавтракали в ресторане на берегу. (4)И о том, какое это красивое озеро. (5)О его красоте даже в путеводителе написано. (6)Хотя, если разобраться, ничего особенного. (7)Рица на Кавказе, конечно, красивее. (8)Они острили и хохотали. (9)Острили они глупо, хохотали громко, и лесное эхо презрительно возвращало их громыхающие голоса и смех.

(10)Теперь на озере ничего нельзя было услышать. (11)Ни шуршания камыша, ни плеска рыбы, ни птичьих голосов в листве.

(12)Приезжие скрылись за поворотом тропинки, но их голоса ещё долго доносились до нас.

(13)И только когда они ушли совсем далеко, снова стало тихо.

(14)И тогда можно было снова услышать, как в озере плещется рыба, а на землю падают жёлуди.

(15)И тишина снова стала полной смысла.

9. Какое из предложений связано с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и антонимов.

(1)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (2)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(3)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (4)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (4)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (5)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (6)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (7)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

10. Какое предложение связано с предыдущим с помощью частицы и личного местоимения?

(1)Представления о том, что всё в нашей жизни предопределено наследственностью, очень старые – старее научной биологии. (2)Именно на них базировалась система каст, где социальное положение личности определялось только положением родителей. (3)Представители прямо противоположной концепции считали, что разум новорождённого ребёнка не содержит мыслей и принципов, всё возникает из чувственных данных и жизненного опыта.

(4)Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (5)Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (6)Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться. (7)А главное, каждому признаку надо помочь развиться.

 

 

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Текст Sun, 24 Oct 2010 20:08:23 +0000
Связь предложений в тексте http://www.4-5plus.ru/praktika/59-text/250-svjazvtekste http://www.4-5plus.ru/praktika/59-text/250-svjazvtekste

  1. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью частицы и лексического повтора?

(1)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Тёркин»… (2)А седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!

(3)Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (4)Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (5)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьёзных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (6)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.

(В.Непомнящий)

2. Найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью контекстного антонима.

(1)Археология, дешифровка письмен, антропология и другие науки, с помощью которых мы узнаём о событиях прошлого, играют и будут играть большую роль в нашей жизни. (2)Сто лет назад непревзойдёнными считались памятники искусства Древней Греции и Древнего Рима. (3)Ныне искусствоведы гораздо выше ставят шедевры более ранних эпох. (4)Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.

(По А.Кондратову)

3. Найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и союза.

(1)На холме стояла девушка. (2)Над холмом улетали журавли. (3)Девушка, сняв с головы платок, с журавлями прощалась платком. (4)Она растянула его над головой, и ветер хотел превратить его в птицу. (5)Платок поверил ветру и рвался в небо. (6)Я испугался, что девушка поверит платку, отпустит его, и тот упадёт, обескрылев.

(7)Но она долго ещё держала платок над головой, прощаясь с журавлями, растворившимися в серой облачности неба.

(По Ю.Куранову)

4. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и синонима?

(1)Ещё в полдень с клёнов стали сыпаться листья. (2)Стоило ветру шевельнуть плечом, как они целыми стаями летели в долину, катились по крыше и по бревенчатым стенам избы. (3)Листья садились в травы и на дорогу. (4)Этот поток усыпал всю тропинку до колодца. (5)Скоро невозможно стало ходить. (6)Я с ожиданием смотрел в окно, когда же ветер унесёт его. (7)А клёны всё сыплют и сыплют листья, и вокруг шумит уже настоящее половодье.

(Ю.Куранов)

5. Укажите средства связи между предложениями.

Шёл по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно: сломал себе нос, а рука выскочила в плече и повисла плетью.

1) Синоним; 2) Лексический повтор; 3) Местоимение; 4)Союз

6. Укажите средства связи между предложениями.

В нём было рыцарство, в этом светлоглазом сыне смоленских лесов, умение отстаивать свою правоту, глядя прямо в глаза, не отрекаться от сказанного. Это навсегда привлекло меня к нему.

1) Синоним; 2) Местоимение; 3) Лексический повтор; 4) Союз

7. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью местоимения и лексического повтора?

(1)Звёзды ещё только начали выцветать. (2)Сам воздух казался подсвеченным и стеклянистым. (3)Отвесный утёс, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла. (4)За следующим поворотом это тепло обволокло беглеца, и чёрная бабочка опустилась, танцуя, на каменистую осыпь.

(По В.Набокову)

8. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза и наречия?

(1)Спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо, что путешествие – не только романтика, но и тяжёлое испытание духа. (2)Это изнурительная работа, если хотите – ремесло. (3)А ещё – целая наука, включающая в себя много составляющих, в том числе искусство выживания.

(По В.Сундакову)

9. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза?

(1)Я шёл напрямик, через предгорья, вдали от дорог и селений. (2)Можно было в Крымске сесть на автобус и через два часа оказаться у тёплого моря. (3)Но я решил идти пешком по бездорожью, чтобы через несколько дней увидеть с вершины горы море. (4)Ради этого необыкновенного мгновения я мучил себя спусками и подъёмами, переходил вброд горные речки.

10. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью местоимения и контекстного синонима?

(1)Зарубежные истолкователи Есенина, да и некоторые наши мемуаристы, не раз высказывали недоумённые замечания по поводу того, каким образом малограмотный рязанский паренёк, явившись в город, начал создавать изумительные стихи. (2)Эти толки вскружили не одну горячую голову. (3)Иные юные стихотворцы решили, что «любимцам богов» учиться вовсе не обязательно, что поэту высокая культура и глубокие знания не нужны; дело, мол, в том, чтобы уметь чувствовать и воспринимать жизнь «нутром».

(4)Современные исследователи развеяли миф о малограмотном мальчике-поэте. (5)Знатоками поэта доказано, что юный Есенин чрезвычайно любил книги, был начитанным человеком, увлекался искусством, использовал все возможности общения с образованными людьми, людьми высокой культуры и интеллекта.

11. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения?

(1)Как трудно быть учителем! (2)Проходить ежедневный контроль десятков пар острых, всевидящих и зачастую недоброжелательных глаз (3)Любое упущение в костюме, причёске, поведении немедленно отмечается…

(4)Мария Владимировна была безукоризненна во всём. (5)Едва ли не единственная в нашей школе, она не носила клички. (6)На её уроках царила тишина, хотя она отнюдь не принадлежала к «страшилам». (7)Она достигала этого минимумом усилий – ровным поведением, образцовостью внутреннего и внешнего облика. (8)Весь класс в той или иной мере был в неё влюблён.

 

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Текст Sun, 24 Oct 2010 19:59:12 +0000
Лексические нормы (2) http://www.4-5plus.ru/praktika/55-normy/236-lexnormy-2 http://www.4-5plus.ru/praktika/55-normy/236-lexnormy-2 Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

 

1. В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить ВОИНСКИЙ?

1) Фёдоров был ВОЕННЫМ человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут солдат его полка впереди.

2) За храбрость и доблесть он получил очередное ВОЕННОЕ звание.

3) До глубокой старости ветеран сумел сохранить ВОЕННУЮ выправку.

4) ВОЕННАЯ промышленность страны очень развита.

2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Оба брата были чрезвычайно обходительными с людьми, и вообще очень ГУМАННЫМИ и добрыми.

2) Мне кажется, что и у вас, судя по всему, больше склонности не к точным наукам, а к ГУМАННЫМ.

3) В студии этого великого мастера царили искренность и ГУМАННАЯ, тончайшая правда человеческих переживаний.

4) Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко ГУМАННЫХ, мудрых, истинно прекрасных.

3. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ?

1) Это были сёстры, но ЖИЗНЕННЫЕ их пути так разошлись, что они годами не переписывались.

2) Ранняя весна, когда всё оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, - таково содержание этой картины.

3) Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям.

4) Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти от ЖИЗНЕННОГО шума и невзгод.

4. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.

2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.

3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.

4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

5. В каком предложении вместо слова КОМАНДИРОВАННЫЙ нужно употребить КОМАНДИРОВОЧНЫЙ?

1) Нас поселили в доме для КОМАНДИРОВАННЫХ.

2) КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение инженер положил на стол.

3) Со мною в горнице жил КОМАНДИРОВАННЫЙ – приятный человек с рыжей бородой.

4) Простите, как вы попали на завод? Вы КОМАНДИРОВАННЫЙ?

6. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?

1) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.

2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.

3) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.

4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

7. В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?

1) Мы любовались на выставке работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.

2) Печерский был ИСКУСНЫМ адвокатом и пользовался заслуженным уважением коллег.

3) Мы слушали эту грустную историю, и ИСКУСНАЯ весёлость постепенно исчезала с наших лиц.

4) ИСКУСНЫЙ пловец и на море не утонет.

8. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ?

1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.

2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.

3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.

4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.

9. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?

1) Они ещё долго бродили по старинному парку, который славился своими могучими ВЕЧНЫМИ дубами.

2) ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.

3) Приходилось решать ВЕЧНУЮ проблему: где найти место, чтобы сытно и недорого пообедать.

4) Многие считают, что настоящая дружба должна быть ВЕЧНОЙ.

10. В каком предложении вместо слова ЗВЕРИНЫЙ нужно употребить ЗВЕРСКИЙ?

1) Растительность становилась беднее, чаще попадался камыш и голые песчаные полянки со ЗВЕРИНЫМИ следами.

2) Постепенно у меня выработалось почти ЗВЕРИНОЕ чутьё: я нюхом чувствовал опасность.

3) Московские зодчие использовали некоторые элементы ЗВЕРИНОГО орнамента, так часто встречающегося в древних миниатюрных рукописях.

4) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.

11. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.

2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.

4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

12. В каком предложении вместо слова АБОНЕМЕНТ нужно употребить АБОНЕНТ?

1) Читатели могут заказать некоторые книги по межбиблиотечному АБОНЕМЕНТУ.

2) АБОНЕМЕНТЫ сети обязаны вовремя оплачивать услуги телефонной станции.

3) Началась продажа АБОНЕМЕНТОВ в плавательный бассейн.

4) Мы приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи XIX века.

13. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

1) Каждый выпускник школы должен владеть приёмами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.

2) Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАЦИОННЫМ и поэтому очень полезным.

3) Ведущий ИНФОРМАЦИОННОЙ программы должен соблюдать нормы орфоэпии.

4) Современная ИНФОРМАЦИОННАЯ служба даёт возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.

14. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ?

1) И упало КАМЕННОЕ слово на мою ещё живую грудь.

2) Эти сооружения возникли в период перехода от деревянного зодчества к КАМЕННОМУ.

3) Мы шли долго в тёмном лесу по извилистой КАМЕННОЙ тропке.

4) В жаркие июльские дни, когда КАМЕННЫЙ город изнывал от солнца, в парке царила тишина и прохлада.

15. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?

1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по прихоти ЗЛОЙ феи.

2) Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки.

3) Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являются уголовными преступниками и будут непременно наказаны.

4) Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.

16. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ)?

1) За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правительственной награде.

2) Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.

3) На совещании нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.

4) Русский язык – это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности.

17. В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить ПРАКТИЧНЫЙ?

1) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.

2) Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.

3) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.

4) Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.

18. В каком предложении вместо слова КРАСОЧНЫЙ нужно употребить КРАСЯЩИЙ?

1) Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.

2) В необъятном мире русской природы зимние, холодные цвета достойно соперничают с летними, КРАСОЧНЫМИ.

3) Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.

4) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

19. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ?

1) Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.

2) Литература – ВЕЛИКОЕ достояние народа.

3) Народу было ВЕЛИКОЕ множество, как будто весь город пожелал увидеть поэта и услышать его удивительный голос.

4) Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.

20. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ?

1) На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.

2) Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.

3) Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.

4) ВОДНЫЙ стадион – гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Нормы русского языка Tue, 18 May 2010 14:07:50 +0000
Лексические нормы http://www.4-5plus.ru/praktika/55-normy/235-lexnormy http://www.4-5plus.ru/praktika/55-normy/235-lexnormy

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, испытывающий ненависть к людям»?

1) меланхолик; 2) максималист; 3) мизантроп; 4) лицедей

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «постепенное ухудшение, снижение каких-либо качеств, упадок»?

1) революция; 2) деградация; 3) депрессия; 4) эволюция

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «тот, кто проповедует расовую исключительность, разжигает национальную вражду»?

1) террорист; 2) шовинист; 3) импрессионист; 4) милитарист

4. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, занимающийся покупкой и продажей подержанных и старинных книг, печатных изданий»?

1) библиофил; 2) филателист; 3) букинист; 4) дантист

5. Какое из перечисленных слов имеет значение «политика усиления военной мощи, наращивания вооружений и активации военных приготовлений»?

1) реваншизм; 2) национализм; 3) шовинизм; 4) милитаризм

6. Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»?

1) архаизм; 2) фразеологизм; 3) неологизм; 4) диалектизм

7. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо»?

1) кураж; 2) мираж; 3) ажиотаж; 4) антураж

8. Какое из перечисленных слов имеет значение «специалист, занимающийся постановкой балетных танцев»?

1) дирижёр; 2) хореограф; 3) этнограф; 4) концертмейстер

9. Какое из перечисленных слов имеет значение «презрительно-надменный»?

1) высокомерный; 2) фамильярный; 3) тщеславный; 4) алчный

10. Какое из перечисленных слов имеет значение «старательный, хорошо исполняющий свои обязанности, поручения»?

1) исполненный; 2) исполняемый; 3) исполнительский; 4) исполнительный

11. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира»?

1) мифология; 2) фольклор; 3) этнография; 4) библиография

12. Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?

1) галерея; 2) бенефис; 3) аншлаг; 4) вернисаж

13. Какое из перечисленных слов имеет значение «лицо или организация, кому предназначено почтовое отправление»?

1) адресат; 2) адресант; 3) Интернет; 4) псевдоним

14. Какое из перечисленных слов имеет значение «незаконное опубликование чужого труда под своим именем»?

1) реферат; 2) аннотация; 3) плагиат; 4) псевдоним

15. Значение какого слова определено неверно?

1) КОЛОРИТНЫЙ – сытный, содержащий много калорий

2) НАПРОЧЬ – совсем, окончательно

3) СТАБИЛЬНЫЙ – постоянный, устойчивый

4) ПРИВАТИЗАЦИЯ – передача собственности в частные руки

16. Значение какого слова определено неверно?

1) АДРЕСАНТ – лицо, отправляющее письмо

2) АУКЦИОН – публичная распродажа

3) ДЕЗИНФОРМИРОВАТЬ – сообщать искажённые или ложные сведения

4) ИМПОРТ – вывоз товара из страны для продажи

17. В каком предложении вместо слова ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ нужно употребить ДЕМОКРАТИЧНЫЙ?

1) В предвыборную борьбу вступила не так давно сформированная ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ партия.

2) В своих письмах Гоббс оставался противником ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО образа правления.

3) В пресс-релизе указано на возросшее значение объединения всех прогрессивных и ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ сил.

4) Игрушка – одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ.

18. В каком предложении вместо слова ЕДИНЫЙ нужно употребить ЕДИНИЧНЫЙ?

1) После долгой дискуссии на Учёном совете была сформулирована ЕДИНАЯ позиция по обсуждаемому вопросу.

2) Вокруг голубовато-белая пустыня без ЕДИНОЙ складочки – ни бугров, ни впадин.

3) М.Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её.

4) Почему-то ночью нам представляется, будто ёлки в лесу держат ЕДИНУЮ правильную форму.

19. В каком предложении вместо слова ПОСТУПОК нужно употребить ПРОСТУПОК?

1) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ.

2) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.

3) Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника.

4) В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.

20. В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ можно употребить БУДНИЙ?

1) Однажды утром в БУДНИЧНЫЙ день я с дедом разгребал во дворе снег.

2) Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.

3) Значительное место художник отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.

4) «Вот мы и дома», - уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.

 

]]>
paulina_m@mail.ru (Administrator) Нормы русского языка Tue, 18 May 2010 14:04:23 +0000